Основным критерием эффективности работы ЖКХ остается оценка потребителя

Под крышей дома вашего

Работа организаций жилищно‑коммунального хозяйства стабильно входит в тройку тем, чаще других обсуждаемых в ходе житейских бесед. Это неудивительно, ведь услуги ЖКХ — это основа качества жизни. В профильном министерстве, оперируя цифрами и фактами, доказывают: доступность, качество и оперативность оказания услуг продолжают улучшаться. Перед работниками отрасли, которые, к слову, отмечают завтра свой профессиональный праздник, задача нынче поставлена непростая, но выполнимая — двигаться дальше и развиваться, как и вся страна.

Фото из архива «СБ»

Подведомственные Минжилкомхозу организации в прошлом году хорошо справились с предоставлением основных услуг. Потребителям подано более 450 миллионов кубических метров воды, около 8 миллионов гигакалорий тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Уровень использования твердых коммунальных отходов по итогам прошлого года составил 32 процента — на процент больше, чем годом ранее. Заменили 1502 лифта и 449,7 километра тепловых сетей. По планам благоустройства сделан ремонт и реконструкция 1741 придомовой территории многоквартирных жилых домов. Введено в эксплуатацию 148 станций обезжелезивания, переподключено к существующим централизованным системам водоснабжения с водой питьевого качества 17 населенных пунктов, построено 11 водозаборных скважин…

Да, есть недоработки. Больная тема — не удалось выполнить план по капремонту жилья, хотя объемы оказались рекордными — около 3,5 миллиона «квадратов» (или около 1000 многоквартирных жилых домов). Вместе с тем, как отмечает министр жилищно‑коммунального хозяйства Андрей Хмель, куда важнее, что лучше стали доступность, качество и оперативность оказания услуг населению.

Снизилось количество обращений и заявок граждан на некачественное оказание различных коммунальных услуг. А это основной показатель, потому что по нему нас оценивают наши потребители, — подчеркнул глава Минжилкомхоза на этой неделе во время торжественного собрания, посвященного Дню работников бытового обслуживания и ЖКХ.

В нынешнем году в приоритете остаются улучшение качества ЖКУ и повышенное внимание к нуждам потребителей. Планируется увеличить объем средств, направленных на ремонт кровель. Продолжится модернизация производств по сортировке коммунальных отходов и повышение уровня их использования. В числе приоритетных задач — обеспечение 100 процентов потребителей страны качественной питьевой водой к 2025 году (на начало 2023‑го этот показатель составлял 96,9 процента). В планах — строительство около 200 станций обезжелезивания.  
Что касается минчан: столица в следующем году будет переведена на воду из подземных источников — реализация проекта вступила в активную стадию в 2022‑м.
Продолжит совершенствоваться и работа службы 115.бел. За 2022 год операторы приняли 2,7 миллиона заявок от населения. Ежегодный прирост популярности сервиса — около 10 процентов. В Минжилкомхозе констатируют, что недостатки работы службы зачастую завязаны на этапы исполнения и закрытия заявок. Основные причины — безответственность исполнителей и недостаточный контроль. С этим и ведется борьба. К слову, в 2022‑м количество заявок, исполненных с нарушением срока, уменьшилось по сравнению с 2021‑м на 17,6 процента.

Что касается тарифной политики в сфере ЖКХ, то она по‑прежнему социально ориентированная и тесно увязана с ростом доходов граждан. Напомним, что тарифы на ЖКУ ежегодно могут повышаться не более чем на 5 долларов в эквиваленте (при двоих работающих в семье, получающих среднереспубликанскую заработную плату и проживающих в типовой квартире). В 2020 — 2021 годах на оплату ЖКУ из бюджета такой семьи тратилось 4,7 — 4,8 процента.

— Мы ориентируемся на эти цифры и в 2023 году, — отметил недавно в одном из интервью Андрей Хмель.

При этом ЖКХ продолжает курс на сдерживание роста затрат на оказание жилищно‑коммунальных услуг. Основной упор делается на снижение расходов топливно‑энергетических ресурсов, выполнение энергосберегающих мероприятий, снижение потерь тепловой энергии и воды при транспортировке. Кроме того, оптимизации подлежат накладные расходы, численность сотрудников. В последние годы обеспечено выполнение запланированного уровня по снижению затрат на оказание ЖКУ населению не менее чем на 5 процентов в сопоставимых условиях.

ФАКТЫ

Развитие системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов продолжает приносить плоды: уже 96 процентов населения имеет возможность сортировать отходы, так как для этого существует необходимая инфраструктура.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter