Под крышей дома своего

Хлеборобы  республики  приступили  к  подготовке  сельскохозяйственной  техники  к  полевым  работам  следующего  года

Хлеборобы  республики  приступили  к  подготовке  сельскохозяйственной  техники  к  полевым  работам  следующего  года

Сейчас техника отдыхает на машинных дворах: в боксах, гаражах, под навесами, на специально отведенных площадках. Очищена от грязи, растительных остатков, помыта. Проведена ее консервация. 

Для определения объемов работы и финансовых затрат на ремонт составлены дефектные ведомости. А в целях организации и координации «лечения» техники, ее подготовки к новому сезону Министерство сельского хозяйства и продовольствия издало приказ, в котором обозначен четкий план действий. 

Его анализ показал: акцент сделан на жесткий контроль за качеством ремонта на всех этапах этой работы. Спрос за это — с инженерных кадров сельхозорганизаций и ремпредприятий, руководителей хозяйств и райсельхозпродов. 

Особая ответственность ложится на оперативную группу Минсельхозпрода и мобильные группы по контролю за качеством ремонта, созданные при облсельхозпродах. Они будут проводить рейды в регионах, выявлять недостатки, быстро реагировать на них в случае необходимости… 

Как сообщил начальник Главного управления механизации и технического прогресса с Главгостехнадзором Франц Минько, министерство уже провело три зональных совещания с представителями инженерной службы АПК республики. 

Если резюмировать коротко, уборочная прошла организованно, но не без потерь: год был, без всякой натяжки, экстремальный. А машинно-тракторный парк на селе внушительный: одних только комбайнов более 14 тысяч единиц, около 60 тысяч «колесников», десятки тысяч грузовиков и другой сельскохозяйственной техники. Чтобы вся эта «армия» исправно несла «службу» на полях, потребовались огромные усилия инженерной службы, механизаторов и ремонтников. В пример можно поставить гродненцев, которые в ходе уборочной использовали до 97% имеющихся «степных кораблей», 90% из которых поставили на осенне-зимнее хранение без серьезных поломок. 

Примерно такая же картина на Брестчине. 

Обсуждение вопросов, связанных с ремонтом машин, выявило  серьезные проблемы, которые предстоит целенаправленно решать. 

Скажем, в хозяйствах республики активно приводится работа по реализации программы установки моек высокого давления (до 230 атмосфер), без которых механизаторы, машинисты зерноуборочных машин, водители как без рук. Не тряпкой же мокрой отмывать от масел, копоти, грязи мощный «Лексион» или не менее мощный отечественный КЗР-10. А мойки позволяют использовать воду с химреагентами, могут работать даже как пескоструйные установки. По мнению гендиректора РО «Белагросервис» Николая Лабушева, мойки высокого давления в 2007 году появятся в распоряжении большинства сельхозпроизводителей страны. Это радует. Жаль только, что все они произведены в Германии, Италии и других странах. 

Серьезные задачи стоят перед инженерными службами тех хозяйств, которые используют на полях импортную технику, выращивая высокие урожаи зерновых, зернобобовых и кормовых культур. Специалисты утверждают, что кое-где ее куплей увлеклись даже чрезмерно, чем могут нажить себе в будущем головную боль. 

Ведь какой бы мощной и качественной ни была «забугорная» техника, но и она выходит из строя при больших нагрузках. Где брать деньги на запчасти? Кто их будет приобретать? Здесь, как выяснилось, у каждой области своя политика. Большинство регионов предпочитают использовать механизм централизованных закупок по заявкам. Слабость такого подхода заключается в том, что заранее невозможно предугадать, какой узел выйдет из строя и когда. Но самое печальное – потеря драгоценного времени, если поломки случаются в ходе страды. Пока одолеешь сложную процедуру приобретения тех или иных запчастей, может и сев закончиться, а следом и уборка. 

Гродненская служба агросервиса, напротив, отказалась от закупок импортных деталей, масел, переложив эту заботу на плечи сельхозкооперативов, в чьем распоряжении находится импортная техника. Но тут тоже есть слабое звено: не все хозяйства располагают достаточными финансами. 

Франц Минько видит частичное решение проблемы в придании нового импульса республиканской программе «Импортозамещение».  Тем более что отечественный опыт на данном поприще есть. Скажем, на Брестчине уже в шести районах выпускают узлы и агрегаты к импортным машинам. В той же Березе на мотороремонтном заводе их производят несколько десятков наименований. Немало таких примеров и в других областях. Но в целом задача решается медленно. Ежегодно, по оценке Николая Лабушева, «Бел­агросервис» тратит на приобретение импортных запчастей миллиарды рублей, что накладно для государства. Эту «планку» предстоит снизить до минимума. 

Доставляют серьезные хлопоты крестьянам и свои, родные сельхозмашиностроители. Даже поверх­ностное перечисление таких хлопот многое скажет специалистам. Например, запущен в серию модельный ряд тракторов «Бела­рус-1523» и «Беларус-2522». Но, являясь монополистами, заводчане не обеспечивают технической  документацией по ремонту узлов и агрегатов. Как быть коллективам ремзаводов, райагросервисов, облагросервисов, сельским мастерским? Они не имеют лицензионного права заниматься таким видом деятельности без документации. Этот вопрос на семинаре в Березе поднял (и уже не впервые) первый заместитель директора «Гроднооблагросервиса» Казимир Лукашевич. 

Сегодня в АПК быстрыми темпами идет переоснащение машинно-тракторного парка. Только в Березовском районе нынче заменено четверть комбайнов. Однако темпам сопутствуют и определенные сложности. Производительность комбайнов и зерносушильных комплексов во многих хозяйствах несоизмерима, вторые на жатве-2006 сдерживали возможности первых, не успевали пропускать зерно. 

Современная техника очень сложна. Те же «Джон Диры», «Лексионы» зачастую оснащены компьютерными программами, требуют серьезных знаний в эксплуатации. Но исполнительские кадры на селе далеко не всегда успевают за достижениями научно-технического прогресса. Не хватает знаний. Зимой самое время основательно их пополнить. Иначе и своя, и зарубежная техника может оказаться неэффективной. 

То же самое относится к техобслуживанию, где на первый план выходит диагностика. Диагностическое оборудование есть, его выпускают многие предприятия. Но из-за недостатка финансов и хозяйства, и райагросервисы не могут приобрести его в достаточном количестве. Зачастую используют устаревшее. А ведь известно, что лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Скупой, как правило, платит дважды, а то и трижды. Должны быть определены более серьезные подходы к внедрению ноу-хау в сфере диагностики. И не только это. У нас, увы, не хватает квалифицированных мастеров-наладчиков, умеющих обслуживать новое поколение отечественных и зарубежных сельхозмашин. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter