Интервью с писателем Владимиром Липским

Под крыльями аистенка Буси

Интервью с писателем Владимиром Липским

Кабинет главного редактора журнала «Вясёлка» напоминает музей. Да это и есть музей. Сюда юные читатели приходят на экскурсии сотнями. Вот портреты главных редакторов журнала «Вясёлка» — Василя Витки, Евдокии Лось, Анатолия Гречаникова. Игрушки и сувениры, куклы, изображающие «магистрального персонажа» — Васю Веселкина, причем самой старшей — 57 лет. Вот «бабулiн куточак», где можно увидеть старинную прялку. А вот — галерея портретов победителей конкурсов «Мiс «Вясёлка» и «Чэмпiён «Вясёлкi». Главный редактор журнала, известный писатель Владимир Липский, щедр на творческие идеи. Он — из тех редких людей, которые горят своим любимым делом и могут зажечь других. Не зря журнал сегодня обрастает проектами, он — желанный гость в школах и детских садах.


–Многие наши писатели мыслят по–старому: написал, отнес в издательство или редакцию, ждет... А сегодня нужно постоянно работать с читателем, — считает Владимир Степанович. — Наша задача — с детства воспитывать патриотов. Вот один из наших проектов: номер, посвященный Дню Союзного государства. На развороте параллельно стихотворение Максима Богдановича — и Лермонтова, произведения белорусских детей — и рисунки российских, народная сказка белорусская — и русская. Вот рассказ о дружбе Твардовского и Кулешова. Оба поэта прошли войну, отец Твардовского — белорус... С детства нужно закладывать такую информацию.


— Чем отличается ваш журнал от других детских?


— Многие другие издания для детей ставят задачу — заманить читателя, развеселить на часок и получить за это деньги. Мы же мыслили по–другому: белорусским художественным словом забросить в душу то, что называется нравственностью и духовностью, привить любовь к родной культуре. Посмотрите хотя бы на «Народны каляндар «Вясёлкi»: чтобы сделать фотографии с юными моделями, ездим в музей народной архитектуры в Озерце. Многие спрашивают: как удается получить такой тираж белорусскоязычного издания — 11 с половиной тысяч? Да это потому, что у нас серьезный художественный уровень и мы любим родное слово.


— Я знаю, что «Вясёлка» — это больше чем один журнал.


— Да, у нас много идей. Недавно запустили новый проект с издательством «Адукацыя i выхаванне» «Бiблiятэка часопiса «Вясёлка». В плане — сто книжек. Все лучшее, что печаталось в журнале. Начали с книги Эди Огнецвет, поэтессы, вековой юбилей которой недавно отмечали. Причем используем то оформление, с которым произведения публиковались, и в сборнике Огнецвет — рисунки 24 художников. Организовали музей «Вясёлкi» — это была моя давняя мечта. Дети отсюда не хотят выходить. И еще одна моя мечта — детский парк с аллеями белорусских сказочных героев, да еще чтобы они «оживали», общались с посетителями. Сейчас, например, по парку Горького ездит детский паровозик, управляет им какой–то парень... А посадите на его место Миколку–паровоза из повести Лынькова — это же как здорово выглядеть будет! Нет и детского национального кафе... Чтобы встречи с писателями там проводить, дни рождения детей праздновать в белорусском стиле. Если мы хотим, чтобы у народа было завтра, мы должны сегодня все детям отдать. Должны быть у них и лучшие книги. Тут впору крикнуть лозунг «Защитим детей от графоманов!». Лезут ведь к малышам со своей «продукцией», ездят по школам, собирают деньги.


— Недавно вы стали издавать журнал «Буся».


— Еще Василь Витка сетовал, что в «Вясёлцы» тесно для двух категорий читателей: дошкольников и учащихся младших классов. Первым еще про алфавит нужно рассказать. Был у нас для дошколят разворот «Каласавiчок». Но все же «обижали» целую категорию читателей. В детских садиках ведь 380 тысяч детей! И мы решили для них выпускать специальный журнал. Любая воспитательница найдет там материал для занятий. Есть разрисовки, игры. И не скороговорки — а «чыстагаворкi», учиться правильно выговаривать звуки.


— А что в вашем личном творческом багаже?


— Вот моя первая книга — тоненькая брошюрка «Рыгоркавы прыгоды», изданная в 1974 г. И вот последняя — объемный том «Золотой домик» в переводе на русский. Первая книга была посвящена моему сыну Игорю Липскому, а последнюю он сам оформил как художник. За год у меня вышло четыре книги. Кроме «Золотого домика» — «Сонца над галавой», которую составили письма к внуку, сборник «Сакрэты колераў вясёлкi» и книга, рассказывающая детям о Гомельщине.


— У вас ведь много и документальной прозы?


— Да, написал 15 документальных повестей. Их герои — разные люди: Мария Захаревич, Игорь Лученок, Янка Купала, мои родители... Когда я еду возле кладбища, всегда повторяю фразу: «Лежит библиотека непрочитанных книг». Каждый человек — это книга. Мы, писатели, журналисты, утратили жанр очерка. И мне кажется, нам надо больше работать в этом направлении. Оставить потомкам портреты современников. Иначе чьи портреты останутся? Бизнесмен, полуголая певичка, уголовник — самые популярные герои чтива. А нужно писать о тех, кто что–то делает для народа, для суверенитета страны.


— Что бы вы изменили в своей жизни?


— Счастлив, что работаю в «Вясёлцы», что жизнь посвятил детям. Хотя детства у меня самого не было, его уничтожила война. Приятно, что в этом году меня внесли в список номинантов на премию Астрид Линдгрен и я представляю в списках этой престижной премии нашу страну.


Советская Белоруссия №49 (24432). Суббота, 15 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter