Под каблуком

Шипы и розы ходьбы «на цыпочках»

Шипы и розы ходьбы «на цыпочках»


Согласно исследованиям, жительницы Великобритании ежегодно пропускают 2 миллиона рабочих дней из–за травм и заболеваний голеностопа. «Профсоюзные деятели решили, что причина кроется в ежедневном ношении высоких каблуков. Выход из ситуации они видят в законодательном запрете на подобную обувь», — написано в одном из российских интернет–изданий. Таким образом активисты пытаются повлиять на работодателей, которые в угоду эффектному внешнему виду подчиненных ставят под угрозу их здоровье. Владельцы магазинов и ресторанов, парикмахерских и компаний–авиаперевозчиков вводят рабочий дресс–код, включающий обувь на высоком каблуке, нимало не заботясь о предпочтениях сотрудниц.


Однако инициатива профсоюзов не нашла понимания. Идея носить обувь на толстом каблуке не выше 4 сантиметров кажется англичанкам не чем иным, как ограничением личной свободы.


— Одно дело, когда речь идет о конкретном предприятии. В контракте бывает прописано, что в компании требуется носить, скажем, обувь с закрытой пяткой и колготки даже в сорокаградусную жару, — говорит начальник социально–психологического центра БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, доцент Наталья Олифирович. — Как правило, такие предписания компенсируются достаточно высокой зарплатой и нареканий не вызывают. Для закрытых учреждений это вполне обычная практика. Другое дело — решать подобный вопрос на государственном уровне. Демократическое общество базируется на идеях свободы, в том числе и в выборе одежды и обуви. Законопроект о каблуках, которые являются символом принадлежности к полу, может быть воспринят как способ в очередной раз развязать гендерную «войну», попытку надавить на женщину.


Офис в кроссовках


Актуальна ли проблема для нашей страны? Отчасти да, но это скорее вопрос внешнего вида в целом. Каблуки пока стоят особняком. Обошла несколько магазинов и ресторанов, обзвонила бутики и медицинские центры, узнала у сотрудниц банков и частных компаний — нормы дресс–кода на обувь фактически не распространяются. В элитном казино, правда, признались, что шпильки у администраторов и девушек–крупье весьма желательны.


— Высокие каблуки, строгие юбки и пиджаки редко носят даже наши женщины–руководители, — улыбается Ольга Данилович, менеджер по торговой марке компании — производителя энергетического напитка. — Более того, приветствуются кроссовки и шорты. Такова политика компании, владелец которой всегда одет просто, но стильно.


Образ бизнес–леди строг и лаконичен: гладко зачесанные волосы, естественный макияж, обувь на плоской подошве. Но известная певица и телеведущая Лариса Грибалева и в качестве директора «Праздничного бюро» может позволить себе свободу действий. Да и от сотрудниц обуви «высокого полета» не требует:


— Полностью доверяю их вкусу, — рассказывает Лариса. — Однажды в офисе по соседству мне даже сделали комплимент: если идет девушка в красивых сапогах, значит, она моя подчиненная. А сама я — поклонница разных стилей и в своем офисе могу одеваться и обуваться, как хочу. Раньше бегала на здоровенных танкетках, шпильку любила, но сейчас могу позволить себе ее лишь по торжественным случаям. Напоминают о прошлом босоножки с 20–сантиметровым деревянным каблуком, которые, правда, довелось пару раз примерить, и то для концерта. На каждый день грубую обувь предпочитаю элегантной.


Острые шпильки


В отличие от Ларисы многие миниатюрные девушки без высоких каблуков обойтись не могут. И конечно, шпилька — не только панацея при маленьком росте, но и реверанс моде, попытка соответствовать растиражированному образу сексуальной красавицы с ногами «от ушей». А еще и подсознательное стремление выглядеть слабой и беззащитной.


— В детстве на меня произвела неизгладимое впечатление шпилька, — вспоминает модельер–дизайнер Андрей Ворошкевич.


Детали новой коллекции он продумал до кончиков пальцев ног. Ботфорты на 9–сантиметровом тонком каблучке, по мнению дизайнера, в сочетании с короткими драпированными юбками смотрятся безукоризненно. Но без накладок донести замысел создателя коллекции до зрителей моделям удается далеко не всегда. Нет–нет да и зацепятся, запутаются в шлейфе, упадут.


— Однажды платье с вырезом на спине слетело с упавшей девушки, приоткрыв грудь. Но манекенщица молодец, не растерялась. Кокетливо приподняла его, улыбнулась, сделала еще «проходочку» и подмигнула на прощание фотографам. Ну как после этого на нее сердиться?! — говорит дизайнер.


Однако модельную обувь он советует приберечь для праздников и вечеринок. Так, мол, со времен наполеоновской Франции повелось, что при полном параде дамы появлялись лишь на балах. А преподносить себя во всей красе в офисе — пардон, моветон.


Ботинки на плоской подошве


Но разве в детстве каждая из нас хоть раз да не примеряла мамины туфли? Высокая симпатичная Оксана, студентка Белгосуниверситета, ходить на каблуках мечтала едва ли не с детского сада. «Погоди, успеется еще», — урезонивала бабушка, но к совершеннолетию внучки наконец дала «добро» на шпильку. Оксана и сапожки осенние, очень изящные, прикупить успела, но обуть их так и не пришлось. Отправилась с побаливавшими икрами на прием к врачу и неожиданно для себя узнала, что у нее плоскостопие. Решит искусственно стать повыше хотя бы на пять сантиметров — рискует усугубить ситуацию.


— Если раньше, когда обувь с модельным каблуком в магазинах появлялась редко, с диагнозом поперечное плоскостопие мы оперировали в основном женщин после 40 лет, то сегодня среди пациенток все больше 14 — 16–летних девочек, — рассказывает кандидат медицинских наук, доцент Михаил Герасименко, руководитель Минского клинического центра травматологии и ортопедии 6–й городской клинической больницы. — Заболевание «молодеет», потому что каблуки стали привлекательными для школьниц. Между тем в подростковом возрасте организм и без того испытывает гормональные перестройки и капсульно–связочный аппарат стопы не приспособлен к дополнительным нагрузкам. А каблук увеличивает биомеханическое давление на стопу, происходит распластывание ее переднего отдела и формируется плоскостопие, при котором зачастую без хирургического вмешательства не обойтись. Но хуже всего то, что заболевание за собой может повлечь и ряд других. Если стопа не выполняет присущую ей функцию амортизатора, избыточная нагрузка приходится на коленные, тазобедренные суставы, поясничный и шейный отделы позвоночника, что может спровоцировать развитие остеохондроза.


Особенно много работы у ортопедов–травматологов зимой, когда юные барышни балансируют на каблуках в гололед и по глубокому снегу. Переломы лодыжек, костей голени, лучевой кости предплечья, а иногда еще и черепно–мозговые травмы — на лечение уходит от месяца до полугода.


Хождение на шпильках может обернуться и «звездной» болезнью — варикозным расширением вен.


— Когда вес тела переносится на большой палец и начальные отделы стопы, нарушается отток крови по венам, а это считается одним из предрасполагающих факторов к развитию варикозной болезни. Либо, если она уже есть, ее течение усугубляется. Каблук является последней каплей на фоне ряда других предпосылок: наследственной предрасположенности к расширению вен, беременности, повышенной массы тела, ожирения, курения, длительного пребывания на солнце, — не скрывает озабоченности заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии БГМУ, доктор медицинских наук, профессор Александр Баешко. — Варикоз наблюдается уже и у школьниц. Сосудистые «звездочки» и «паучки», тянущие боли, отечность в области лодыжек (синдром усталых ног) — повод обращаться к специалистам. Но особенно опасный период — ожидание первого ребенка.


С медицинской точки зрения к выбору обуви надо подходить очень осторожно, а особенно в подростковом и предклимактерическом периоде. Наиболее рациональный вариант — когда туфли, сандалии, сапоги, сделанные из кожи, плотно облегают стопу, но не заужены спереди, пятка и носок находятся примерно на одном уровне, каблук не выше 2 сантиметров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter