Игорь Марзалюк: Под бчб-флагом коллаборационистские формирования совершали преступления против евреев, против польской интеллигенции, против своих же граждан-белорусов

Под флагом беды

Мы продолжаем разговор (начало в «СБ. Беларусь сегодня» № 25) с Игорем Марзалюком, доктором исторических наук, профессором, о том, какие преступления совершали предатели белорусского народа под бело‑красно‑белым флагом в годы Великой Отечественной войны. Сегодня историк расскажет о подтвержденных исторических фактах использования этой символики военизированными коллаборационистскими формированиями.


После смерти Кубе его преемник Готтберг продолжил использовать националистов в качестве боевого оружия. К тому времени немецкая мобилизационная доктрина сменилась и стало понятно, что немецкой армии нужно еще больше пушечного мяса. Фашисты решили продолжать эксплуатировать идею «развития национального сознания».  Именно поэтому в конце 1943 года была создана Белорусская центральная рада, которая в феврале - марте 1944-го начала формировать Белорусскую краевую оборону. Есть целый ряд документов, которые доказывают, что немцы разрешали спокойно использовать эти знаки при создании коллаборационистских формирований. Игорь Марзалюк уверен – говорить о том, что под этим символом не убивали, значит, врать самому себе: 

 Когда отдельные историки начинают рассуждать, что под этим флагом якобы сожгли одну или две деревни – это неправда. Есть немало научных работ, которые свидетельствуют о лживости этих слов. Под этим флагом коллаборационистские формирования совершали преступления против евреев, против польской интеллигенции, против своих же граждан-белорусов.  
О каких формированиях идет речь? Остановимся на этом подробнее. 

Белорусский корпус самообороны

Достоверно известно, что бойцы Белорусского корпуса самообороны использовали повязки бело-красно-белого цвета, а также фуражки белорусских полицейских образца 1941 года с бело-красно-белым околышем и кокарду с Погоней. 

Документы Белорусской народной самопомощи.

– Надо сказать, – уточняет Игорь Марзалюк, – что предателей среди белорусов было минимальное количество, так как по большей части население не шло на сотрудничество с фашистами. Поэтому именно белорусские подразделения полиции считались самыми ненадежными и получали самую низкую заработную плату. Тем не менее тысячи человек записались в эти отряды и гордо носили бело-красно-белые повязки в качестве знака отличия.
О том, что полицаи использовали этот символ, свидетельствует и периодика того времени. Например, журнал «Беларус на варце», который выходил в 1943 – 1944 годах и был посвящен деятельности коллаборационистских формирований, регулярно выходил с бело-красно-белой символикой на обложке, которая развевалась над головами предателей родины. Игорь Марзалюк уверен: использование символики было согласовано с немецкими начальниками, иначе никто бы не допустил такого вольнодумного использования бело-красно-белого флага.   

Юные и уверовавшие

Бело-красно-белую символику и фразу «Жыве Беларусь!» в качестве приветствия активно использовал созданный на территории оккупированной Беларуси Союз белорусской молодежи. В то время согласно предписанию 1941 года немецкое приветствие со словами «Зиг хайль» можно было использовать только имперским немцам. Именно поэтому белорусские националисты создали свою модификацию нацистского приветствия с боевым кличем «Жыве Беларусь!». Эта нацистская белорусская молодежная организация, образованная по образцу гитлерюгенда, была проникнута нацистской риторикой и символикой. 

Игорь Марзалюк отмечает:

 Союз белорусской молодежи, который находился под прямым патронатом гитлерюгенда, сегодня пробуют лживо и подло показывать как эдакий мирный комсомол, который ставил перед собой высокие цели. Между тем мы не можем забыть о том, что вся эта организация была проникнута человеконенавистнической идеологией. Те, кто втягивал детей в это, были настоящими мерзавцами. Ведь многие из этих юношей и девушек реально верили в то, что им говорили. В результате эти молодые люди с забитыми нацизмом мозгами погибали первыми. 

Коллаборантская гордость  

13-й белорусский батальон СД, который в коллаборационистской прессе чаще именовали белорусским батальоном СС, местные националисты называли образцовым. Исторические источники свидетельствуют, что бойцы этого батальона также носили бело-красно-белый шеврон и использовали флаг такого же цвета. В своей неопубликованной книге Франц Кушель с гордостью вспоминал это. Своих погибших бойцов они также хоронили под бчб-флагами, о чем свидетельствуют фотографии. 


Чем занимался 13-й батальон СД? Рассказывает Марзалюк: 

– Это были хорошо вооруженные, экипированные, вымуштрованные по стандартам СС бойцы. Там практически не было не добровольцев. В архивных документах указано, что Кушель лично принимал участие в их отборе. Именно их он называл «Белорусской национальной гвардией». Главная задача – сражения с партизанским движением, несение службы в концентрационных лагерях и охрана немецких объектов. 
Форма белорусского эсэсовца I дивизии СС Беларусь. Современная реконструкция

Историки называют этот белорусский батальон самым кровавым. При этом Марзалюк подчеркивает: 

 Боевая единица была очень боеспособная. На совести этого батальона – уничтожение гетто в Глубоком, участие в уничтожении евреев в Тростенце и в других гетто. Но самое страшное их преступление – уничтожение 22 тысяч человек в Колдычевском концентрационном лагере под Барановичами. Там они истребляли польскую интеллигенцию, евреев и партизан.
После отступления с территории Беларуси немцы использовали эту «Белорусскую национальную гвардию» для уничтожения восставших в Варшаве поляков. 

Белорусская краевая оборона

23 февраля 1944 года Готтберг подписывает документ о создании нового подразделения - Белорусской краевой обороны. Националисты активно помогали нацистам провести мобилизацию в эту марионеточную армию. 25 марта 1944 года ее бойцы приносят присягу на верность. В Минске торжественный парад и присяга под нацистским и бело-красно-белыми флагами на площади Свободы проходят 26 марта. По очереди и руководитель Белорусской центральной рады Островский, и Готтберг произносят речи на трибуне, которая также была украшена бело-красно-белым флагом. Запись их выступлений сохранилась в Национальном архиве. Зачем понадобилась еще одна боевая единица? 

– Это было нужно для того, чтобы этих плохо обученных белорусов использовать в борьбе против своих же единокровных братьев. Мы видим, что уже вскоре БКО вместе с 13-м батальоном СД принимает участие в последней карательной экспедиции на территории Беларуси «Кармаран», которая происходила в мае – июне 1944 года. И была направлена против белорусских партизан Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. 
В этой карательной операции кроме БКО принимали участие немецкие подразделения и русские нацисты, а также литовские полицейские батальоны. Главной целью БКО в ходе этой операции стало уничтожение подразделений партизан и деревень, пацификация и расстрел мирного населения. Марзалюк зачитывает шифртелеграмму о ходе боев с карателями, которую командир партизанской бригады «Железняк» Титков отправил в адрес руководства 31 мая 1944 года: 

 Опросом пленных установлено: [задачи противника -] блокировать выход на запад, наступать с юга, отбросить партизан за реку Березина, запереть в лесном массиве оз. Палик и уничтожить. Предполагают отход партизан в этом направлении Толочинской, Ушачской, Борисовской зоны. Силы противника до 60 000, в основном – белорусские батальоны «Краевой обороны», немцев – 20%, усиленные литовцами, полицейским полком, бригадой Каминского во взаимодействии с крупными силами самолетов с аэродрома Будслав. Зенитных средств нет. 


Из протокола допроса бывшего военнослужащего 44-го батальона БКО Н. Чурая, взятого в плен партизанами бригады «Железняк»: 

 При отправке из Минска, куда нас отправляют – мы не знали. Предполагали, отправляют на фронт. На ст. Парафьяново офицеры сообщили, что по приказу президента Белорусской рады Островского мы должны освободить Беларусь от партизан. Нам придется быть под открытым небом не больше двух недель, а потом снова вернемся в Минск. С прибытием на место нам объявили, что мы должны не пропустить партизан в Западную Белоруссию и активными действиями уничтожить деревни в партизанском районе, сковать партизан. Нам говорили, что все батальоны «Белорусской краевой обороны» идут на борьбу с партизанами, нас будут поддерживать немцы с танками и самолетами. 

Далее пленный рассказывает об отношении со стороны оккупантов: 

 Немцы на нас смотрят как на собак, сами в бой не идут, а посылают нас вперед, сами идут сзади с автоматами и пулеметами и говорят, кто будет бежать, по тому будем стрелять в спину. 

Отвечая на вопрос о том, как солдаты БКО должны обращаться с местным населением, пленный говорит: 

 Немецкий обер-лейтенант, посылая нас наступать, говорил: деревни уничтожить, население забрать или перебить, скот, имущество эвакуировать. Еще в Минске я слышал, как офицеры говорили: идем на партизан, будем жечь и уничтожать все. 

     


Игорь Марзалюк рассказывает, что в других показаниях белорусские коллаборационисты признавались: немцы им запрещают грабить мирное население, потому что грабят сами. Дома мирных жителей им было приказано сжигать и уничтожать. К слову, Национальный исторический архив опубликовал книгу с этими и другими показаниями свидетелей. Ее можно приобрести в свободном доступе. 

 Эти вещи свидетельствуют о том, что белорусские националистические подразделения использовались против своего народа. И даже после того как их вышвырнули за территорию Беларуси, они продолжали из осколков БКО и белорусских полицейских создавать дивизию войск СС, которая впоследствии получила название Первой белорусской дивизии войск СС, либо тридцатой гренадерской дивизии войск СС.  В воспоминаниях того же Кушеля имеются описания того, как гордо реяли над этой дивизией бело-красно-белые флаги, когда они решили предать своих хозяев, сдаться и перейти на сторону американцев.  
Марзалюк уверен: есть масса доказательств того, что все военизированные националистические подразделения подчинялись в оперативном плане подразделениям СС. Об этом, например, писал сам Франц Кушель. Доктор исторических наук подчеркивает: сохранились неоспоримые свидетельства использования бело-красно-белого флага в качестве отличительного знака тех, кто уничтожал мирное население и активно сотрудничал с немецкими нацистами. Их невозможно спрятать или вычеркнуть. 


 Неоспоримый факт, что бело-красно-белый флаг использовался нацистскими (то есть экстремистскими) организациями. Они были подконтрольны СС и использовали их символику. К тому же, в отличие от украинской повстанческой армии и бандеровцев, как бы мы к ним ни относились, белорусские коллаборационисты не создали своего подполья, не сидели в немецких концлагерях. А некое белорусское антинемецкое сопротивление под этим флагом существует только в фальшивых книжках. К тому же мы не должны забывать о том, что даже после 1944 года, когда территория Беларуси была освобождена от нацистов, они продолжали создавать диверсионные батальоны и забрасывать их на территорию Беларуси, обрекая на верную смерть этих уверовавших молодых белорусских националистов. И это тоже преступление против нации и белорусского народа. 
Об этом и других зверствах под бчб-флагом мы еще поговорим в наших новых публикациях.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter