Беларусь занимает 6 процентов в структуре мирового экспорта молочной продукции

Почти тройной запас прочности

За последние годы Беларусь получила статус одного из ведущих поставщиков продовольствия: мы производим 1 процент от мирового объема молока и занимаем 6 процентов в структуре мирового экспорта молочной продукции

С одной стороны, благодаря обширному присутствию на глобальном рынке: в первом полугодии продукция уезжала в 47 стран. С другой, стоит ли удивляться, что бренд «Сделано в Беларуси» популярен — вопросы качества продуктов питания и экспорта контролируются на государственном уровне. «Чтобы успешно продвигать нашу продукцию, нужно снижать ее себестоимость, повышать качество, искать и находить новые рынки сбыта», — еще в конце декабря 2014-го потребовал Александр Лукашенко.


Понятно: чтобы сохранять взятые ранее рубежи, мало иметь желание, нужна база. Что мы видим сейчас? В стране устойчивый рост производства сельхозпродукции: за семь месяцев надоили 4417,6 тысячи тонн молока, что на 6,1 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Удой от коровы вырос до 3,1 тысячи килограммов, прибавка к прошлому году — 175 килограммов. То есть если в 2019-м надоили 7394,4 тысячи тонн молока, то в нынешнем будет значительно больше.

Интересный факт: если в прошлом году за шесть месяцев свыше 5 тонн молока от коровы надоили только 9 хозяйств, в нынешнем их уже 15. При этом шесть хозяйств на конец 2020-го преодолеют рубеж в 11 тонн, хотя в 2019-м рекорды поставили лишь два СПК — «Лариновка» Оршанского и имени Деньщикова Гродненского районов. Важно, что положительная динамика идет не только благодаря передовым организациям отрасли — более высокие позиции стараются занять и хозяйства-середнячки. Год назад за январь — июнь на трехтысячный удой вышли 303 хозяйства, сейчас их 364.

— Это результат серьезной работы: внедряются современные технологии, строятся новые молочно-товарные фермы, модернизируются старые производственные помещения. То есть создаются более оптимальные условия для содержания скота, чтобы, во-первых, животные смогли в полной мере реализовать свой генетический потенциал и, во-вторых, чтобы получать качественное молочное сырье для нашей перерабатывающей промышленности, потому что молочная продукция — один из основных компонентов экспорта белорусского АПК. Кроме того, не только на внешние рынки мы должны поставлять качественные продукты. О своих людях тоже нельзя забывать: от питания напрямую зависит уровень жизни и здоровья, — пояснил заместитель начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Иван Царик.

К слову, о качестве молока: если в 2010-м сельхозпредприятия реализовали лишь 13 процентов его сортом экстра, то в 2019-м — 52,4, а за семь месяцев текущего показатель увеличился до 60 процентов! Комментарии излишни.

Собственно, созданы все условия для развития экспорта. Тем более что молочных продуктов на душу населения мы производим с лихвой. Возьмем данные за 2019-й: в среднем на человека было 785 килограммов молока. При этом каждый из нас ежегодно потребляет его не более 250 килограммов. То есть уровень самообеспечения превышает 235 процентов. Полученная разница, более 4 миллионов тонн, — экспортный потенциал белорусского АПК. Это наш запас прочности, который в случае необходимости будет перенаправлен на внутренний рынок.

Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов приводит цифры: за шесть месяцев экспорт сельхозпродукции вырос на 6,4 процента и достиг 2725,3 миллиона долларов, из которых 1179,9 миллиона — за молоком. В натуральном выражении поставки выросли на 5,8 процента, или на 124,2 тысячи тонн. Главные драйверы роста — сухие сыворотка и концентраты, а также молоко и сливки в потребительской таре и сгущенные с сахаром: темп роста от 124 до 138 процентов к уровню 2019-го. Повышенным спросом на внешнем рынке стали пользоваться и белорусские сыры. Если в прошлом году на их долю в структуре экспорта пришлось свыше 898 миллионов долларов, то в первом полугодии текущего — более 460 миллионов. Главная причина в техническом переоснащении производств. Это позволило расширить ассортимент до 380 наименований, улучшить качество и товарный вид продукции, а также повысить ее конкурентоспособность.

Важно: несмотря на растущие поставки за рубеж, удельный вес отечественной продукции в общей структуре продаж торговыми организациями превышает 98 процентов, а на складах всегда есть достаточный запас продовольствия, резюмировал Алексей Богданов.

Кстати, глобальный индекс продовольственной безопасности в какой-то степени отвечает на вопрос, почему наши продукты питания пользуются постоянным спросом у зарубежных потребителей: в рейтинге по качеству и безопасности продукции мы занимаем 19-ю строчку в мире. Самое интересное, в независимом источнике Беларусь представлена как страна, имеющая наименьшую долю населения, проживающего за чертой бедности. Уровень питания, исключающий голод и недоедание, доступен более чем 99 процентам наших жителей.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter