Почти народная артистка

Певицу Ирину Романовскую называют “белорусской Надеждой Кадышевой”. Направление, в котором она работает на сцене, — это фолк-эстрадные песни, исполнителей которых в нашей стране практически нет. Сегодняшняя гостья “Народной газеты” признается, что мечтает стать народной артисткой.

— Я имею в виду не звание. Артист становится народным, когда таковым его признает народ, когда слушатели любят его творчество и ждут его выступлений. Меня даже иногда объявляют: “Почти народная певица Ирина Романовская”. Хотя я немного боюсь такой формулировки, ведь официальных званий у меня пока нет.
— Ирину Романовскую хорошо знают в маленьких городках Беларуси. Вы не стремитесь завоевать столичного зрителя?
—  Я выступаю в Минске чаще, чем в глубинке. Но пою пока на маленьких площадках. Раз в год у меня проходят сольные концерты — в театре эстрады, в малом зале Дворца Республики, в филармонии. Но, действительно, очень часто я пою в маленьких городках и агрогородках. В последнее время у меня много концертов в Несвижском районе, в Солигорске, Новолукомле... Я убеждена: не должно быть никакой разницы, выступаешь ты на республиканской сцене или в сельском клубе, люди ждут от артиста, что тот подарит им радость. Для выступлений в маленьких населенных пунктах, по-моему, от артиста требуется даже больше профессионализма и находчивости на сцене, ведь там не всегда качественная аппаратура. А надо, чтобы зрители услышали качественный звук!.. Моя аудитория — самые разные люди: чаще те, кому за 30, но есть и молодежь, которая любит мою музыку. А еще мое творчество очень нравится детям. Мне рассказывали, что малыши 4—5 лет просят поставить диск, где поет “тетя Ира”.
— Наверное, взаимопонимание с маленькими слушателями и натолкнуло на идею создания эстрадно-вокальной студии “Звездные ступени”?
— Вокально-эстрадная студия “Звездные ступени” появилась пять лет назад в 161-й минской школе, в Малиновке. Первоначально студия называлась пышно — вокально-эстрадный шоу-проект. Планировалось выбрать из детей самых поющих и талантливых и развить их способности. Однако жизнь внесла коррективы. Было организовано прослушивание, но ожидаемого наплыва желающих не было. Жюри выбрало всего 10 человек. Предполагалось, что в проекте будут работать два преподавателя по вокалу, хореограф, преподаватели сценической речи, актерского мастерства, сольфеджио. Но, к сожалению, финансовой поддержки у проекта не было. И сегодня в нем остались только энтузиасты, а название мы сменили на более скромное — вокально-эстрадная студия. И хотя у нас по-прежнему нет финансовой поддержки, в активе у нас отличная техническая база для работы: профессиональный свет и звук, отдельное помещение для работы над вокалом. Пять лет — долгий срок, и скажу без ложной скромности, что многого мы уже достигли. Мои воспитанники — дипломанты практически всех эстрадных детских конкурсов, которые проходят в Беларуси. Есть на нашем счету и звания лауреатов конкурсов. Юные исполнители из “Звездных ступеней” достойно приняли участие в республиканском конкурсе “Сузор’е надзеі”. И пусть в этот раз победа досталась не нам, но наша воспитанница Лера Зайцева вышла в финал и пела на сцене Дворца Республики. А это — неоценимый опыт, действительно звездная ступенька. В этом году Маша Дубовская участвовала в отборочном туре детского “Евровидения”. Мы подавали две заявки — Юля Подоляко тоже написала свою песню и отрепетировала ее. Но отобрали песню Маши, “Ромашки”, хотя и Юлина песня мне очень нравится. Маша прошла в двадцатку, а в десятку — уже нет. Мне кажется, жюри отбирало песни яркие, кричащие, “взрослые”. А песня “Ромашки” — Маша написала сама слова и музыку, только аранжировку делали профессионалы — детская, добрая, наивная. С такой песней нельзя “порвать зал”, сказать зрителю: “Поднимите руки, встаньте со своих мест и пляшите вместе со мной!”... Своих ребят (а их в студии 20, с 3 до 16 лет, в основном девчонки, но есть и шесть мальчиков) я учу, что какие-то творческие неудачи — не повод для уныния, а стимул к работе. Я сама побаиваюсь быстрых взлетов — много было примеров звезд, в том числе и на нашей эстраде, которые быстро зажглись и так же быстро погасли. Сцена — это прежде всего огромная работа, на пути к успеху надо пройти немало ступеней. И на высокое звание “звезды эстрады” имеют право только люди, которые вложили в свое творчество очень много сил.
— Что, на ваш взгляд, дают детворе “Звездные ступени”? Чем поможет участие в работе студии во взрослой жизни?
— Далеко не все мои воспитанники свяжут жизнь с эстрадой. Но все получат умение общаться в коллективе и воспоминания о теплой дружбе в нашей студии, в том числе и с руководителем. Мы — коллеги по творчеству, вместе строим планы и осуществляем их. К примеру, в ближайших планах у нас — выйти на международный уровень, принять участие в детском эстрадном конкурсе за пределами Беларуси. А еще — выпустить диск, где будут представлены все исполнители нашей студии. Уверена, он найдет своего слушателя.
Позанимавшись в студии, дети становятся раскрепощенными, учатся не бояться выступать перед аудиторией, творчески выражать себя. Когда к нам в студию пришел Саша Доманцевич, первое время казалось, что он вообще не слышит музыку — все поют что-то одно, а он — совсем другое. Но когда он впервые вышел на сцену, я и все члены жюри поняли: вышел артист. Зритель — его стихия.
Я никогда не ругаю детей, если они чего-то не сделали на конкурсе, переволновались, забыли слова... Я только мягко указываю на ошибки. Хотя частенько за кулисами детских конкурсов можно видеть, как руководитель кричит на маленьких исполнителей. Думаю, очень важно, чтобы руководитель детской эстрадной студии сам был “играющим тренером”, не успел еще забыть, каково это — выходить на сцену. К тому же я помню, как начинала сама. Как боялась сцены, как не могла перед своим выступлением унять дрожь.
— Ирина, а как вы пришли к народно-эстрадному направлению в музыке?
— Меня всегда тянуло к народным песням. Наверное, это “память предков” — наследие от дедушки. Я родом с Гомельщины. Мой дед был “народным артистом” нашей деревни. Получил музыкальное образование — закончил гимназию по классу щипковых инструментов и, работая директором школы, заодно вел кружки самодеятельности, искал среди местной ребятни таланты. Хороший голос был и у моей мамы, у ее сестер, моих теток. Они, хотя и не связали свою жизнь со сценой, активно участвовали в самодеятельности, привозили награды со всех конкурсов, куда ездили... А вообще-то нельзя сказать, что я сразу выбрала свой путь в творчестве. Мне писали и эстрадные песни — “Любовь моя”, “Разлука для любви”. Эстрадная манера исполнения легче народной. Но народные песни я люблю за то тепло, которое они дарят слушателю. Те же знакомые каждому с детства “Цячэ вада ў ярок”, “Біла мяне маці” никогда не выйдут из моды, как бы она ни менялась. Они сложены народом и потому всегда заставят звенеть струны души каждого представителя этого народа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter