Почтальон звонит дважды

Переход к рыночным отношениям существенно изменил потребности клиентуры в объеме и номенклатуре услуг, предоставляемых организациями почтовой связи.
Переход к рыночным отношениям существенно изменил потребности клиентуры в объеме и номенклатуре услуг, предоставляемых организациями почтовой связи. В четвертый раз на базе Хойникского районного узла почтовой связи прошел республиканский семинар на тему "Маркетинг и продажа почтовых услуг как основа развития почты". Цель семинара - обмен опытом в решении стратегических и тактических задач почтовой подотрасли, определение наиболее действенных средств и приемов для привлечения клиентов к приобретению услуг и товаров, расширения спектра почтовых услуг. Реформирование почтовой связи требует высокой квалификации всех работников, ориентирует на изменение мышления по отношению к своим обязанностям, нацеливает на творческий подход в решении производственных, хозяйственных, научных проблем. Первоочередная задача состоит в том, чтобы, используя огромный потенциал почтовой связи, активизировать предоставление услуг, внедрять новые их виды. В условиях возрастающей конкуренции надо научиться понимать требования клиента. Концепция обслуживания должна перейти в концепцию партнерства, при котором почта играет роль связующего звена между потребителями и производителями услуг.

Учитывая важность происходящих перемен, задачи почтовикам страны ставил лично министр связи Владимир ГОНЧАРЕНКО. После важного и, поверьте, интересного семинара он ответил на вопросы корреспондента "СБ".

- Владимир Иванович, так наступят ли времена, когда почта станет прибыльным предприятием?

- Почта делает все для этого. Традиционные направления нашей работы всегда относились к социально ориентированным, цены на основные услуги ниже их себестоимости. По итогам первых 4 месяцев года убыточны 106 подразделений "Белпочты". В то же время статус планово убыточной структуры нас абсолютно не устраивает.

- Напрашивается простой выход - повышение расценок на те же почтовые отправления хотя бы до нулевой рентабельности...

- Такой "простой выход" неприемлем по причине все той же социальной значимости нашей работы. В Беларуси письмо стоит для отправителя (но не для почты) в несколько раз дешевле, чем в Европе. И что бы ни случилось, эта услуга должна оставаться доступной каждому.

- Все-таки как вы намерены покрывать убытки и зарабатывать?

- Во-первых - за счет модернизации, освоения новых технологий. Во-вторых - за счет иных направлений деятельности, в том числе нетрадиционных. Сегодня почта - нечто большее, чем ведомство, доставляющее письма, посылки, газеты. Это сложный механизм, предоставляющий более 50 видов услуг. Их перечень с каждым годом увеличивается. Сегодня мы реализуем товары народного потребления, принимаем коммунальные и страховые платежи, выполняем банковские функции, оформляем подписку на периодику, выплачиваем сельчанам суммы за сданное молоко. Особое значение на селе приобретает услуга "КБО - почтой". Объединение "Белпочта" заключило договор с "Белбытсоюзом", взяв на себя часть забот. Почтовые работники, следуя на своем транспорте от деревни к деревне, могут принимать заказы на ремонт бытовой техники, а затем доставлять обратно отремонтированные телевизоры и стиральные машины. Почтовые отделения принимают заказы и на изготовление памятников, других ритуальных принадлежностей.

Прошли времена, когда мы могли тешить себя мыслью о своем монополизме. Рынок не признает пассивности, успокоенности, удовлетворенности собой. Мы не должны ждать клиента - мы должны сами идти к нему, бороться за него. Кое для кого из коллег это означает, что придется поменять психологию, - или нам придется поменять такого работника.

- Не так-то просто поменять психологию человека, который привык, что клиент никуда не денется, сам придет...

- Надо убеждать, учить. Главный в нашем бизнесе - почтальон. Будем проводить с ними тренинги, учить основам маркетинга, психологии, коммерческим приемам. Хотя и сейчас многие из наших почтальонов по умению убеждать дадут сто очков форы иному торговому агенту. Только этого агента еще попробуй заставь поработать в тех условиях, в которых трудятся наши люди. Кроме того, у нас есть замечательный резерв в виде высшего колледжа связи - молодые, хорошо обученные люди, которые готовились к работе именно в рыночных условиях.

- Учитывая специфику работы и уровень преступности, почтальону, особенно сельскому, видимо, стоит знать не только основы маркетинга и приемы продаж...

- Криминализация общества, коммерческих отношений затронула и традиционно спокойную почтовую сеть. Приходится сталкиваться и с кражами, и с нападениями на наших работников. "Белпочта", руководители предприятий принимают серьезные меры по защите почтальонов. В частности, организована моторизованная доставка пенсии в отдаленные населенные пункты.

- Как обстоят дела с престижем профессии, профессиональной гордостью связиста?

- Думаю, тут все в порядке. Связь вообще должна опережать другие отрасли на два шага как минимум. Без связи невозможно развитие экономики, цивилизации. Как тут не гордиться? Многое из того, что мы делаем, не делает больше никто - с коммерческой точки зрения глухие чернобыльские районы выглядят не слишком привлекательно. Но если не мы, то кто? Наверное, есть основания для гордости, когда именно почтовики привозят в деревню лекарства, хлеб, крупу, другие товары по сниженным ценам. Мы часто выступаем единственной ниточкой, связывающей стариков, живущих в вымирающей деревне, с миром. Мы совершенно обоснованно можем гордиться, когда безвозмездно подключаем сельскую школу к Интернету. И люди нам благодарны - преподаватели чуть не плакали, когда получили возможность работать в Интернете. Нам удается поддерживать престиж профессии. Чего далеко ходить: конкурс в нашем колледже - 8 человек на место, при том, что мы его не рекламируем. Наверное, это о чем-то говорит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter