Почему жилец проиграл иск к газовикам?

«Во время прошедшего отопительного сезона в моем доме отключили газ. Чтобы защитить свои права, я подал иск в суд о возмещении морального и материального ущерба (в доме испортились обои), решение которого превзошло все мои худшие ожидания. Оказалось, что газовщикам дано безоговорочное право отключать газ даже зимой без признаков малейшей опасности только из-за отсутствия акта проверки вентканалов и дымоходов. Как они поступили со мной, несмотря на мой возраст и на то, что наличие такого акта в договоре с газовщиками упоминается только один раз, причем не в разделе обязанностей потребителя, а там, где прописаны права газовщиков. Периодичность проверки вентканалов в договоре не указана и все предыдущие годы ее никто не требовал. Но представитель ответчика всю вину возложил на меня, цинично заявив, что незнание нормативных актов (кстати, предназначенных для внутреннего пользования газовиков) не снимает с потребителя обязанности ежегодно перед началом отопительного сезона проводить проверку вентканалов. Суд не стал рассматривать и мое требование обязать ответчика предоставить доказательства законности формирования свободных цен на ТО котла, которые в минувшем сезоне просто взлетели. Приближается новый сезон. Не повторится ли все снова? Б. Мыльцин, Толочин».

Вадим Закревский, заместитель Министра энергетики:

— Обязанности потребителей газа, пользователей газа, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда или предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, уполномоченных лиц по управлению общим имуществом, газоснабжающих организаций, сервисных центров, а также порядок расчетов за использованный газ и выполненные работы, технического расследования причин аварий, несчастных случаев и требования по обеспечению безопасности при пользовании газом в быту определены Правилами пользования газом в быту, утвержденными постановлением Совета Министров от 19 ноября 2007 года № 1539. 

С целью поддержания в исправном состоянии отопительного котла, обеспечения исправной работы его автоматики, а также предотвращения возможных утечек природного газа и пунктом 6 Правил предусмотрено проведение периодического технического обслуживания газоиспользующего оборудования. 

Руководством по эксплуатации газовых аппаратов марки Ariston определено, что техническое обслуживание необходимо проводить не реже 1 раза в год. При этом руководством по эксплуатации определено, что промывка теплообменника аппаратов данной марки производится при техническом обслуживании при выявлении такой необходимости. 

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Правил потребители газа вправе заключать договор технического обслуживания газоиспользующего оборудования с сервисным центром, имеющим право на выполнение данных работ. 

Справочно: 

Согласно пункту 2 Правил сервисным центром является организация или индивидуальный предприниматель, заключившие с газоснабжающей организацией договор о проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту газоиспользующего оборудования у потребителей газа. 

С полным перечнем организаций, имеющих право выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту газоиспользующего оборудования, вы можете ознакомиться в Толочинском РГС ПУ «Юршагаз» или на официальном сайте УП «Витебскоблгаз» (www.oblgas.by). 

В части вопросов касающихся проверки состояния и прочистки дымовых и вентиляционных каналов сообщаем, что пунктом 44 Правил установлена обязательная ежегодная проверка (в жилых домах с газовым отопительным оборудованием) дымовых и вентиляционных каналов независимо от конструкции и материалов, из которых они изготовлены в целях исключения возможности скопления в жилом доме опасных веществ. 

Справочно: 

При сжигании топлива в отопительном оборудовании выделяется опасный для жизни человека угарный газ, который через систему дымоудаления должен отводиться за пределы жилого дома в атмосферный воздух. 

В свою очередь система вентиляции обеспечивает в жилом доме необходимый воздухообмен и, при появлении в помещении с установленным отопительным оборудованием опасных веществ, таких как угарный или природный газ, также отводит их за пределы жилого дома. 

В случае возникновения каких-либо неисправностей в работе отопительного оборудования, а также системы дымоудаления и вентиляции имеется опасность скопления угарного или природного газов в помещениях жилого дома, что может привести к отравлению проживающих в нем людей, взрывам и пожарам.

Кроме того, согласно подпункта 11.13 пункта 11 Правил потребитель газа обязан обеспечивать своевременную проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов. Эксплуатировать газоиспользующее оборудование при неисправности дымовых и вентиляционных каналов, отсутствии тяги, а также без наличия актов проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов, выдаваемых специализированной организацией, или при просроченных таких актах, запрещено. 

Также отмечаем, что в соответствии с заключенным между вами и УП «Витебскоблгаз» договором газоснабжения от 04 июня 2014 года № 70154, вами взяты обязательства, в соответствии с подпунктом 11.1 пункта 11 договора, по соблюдению требований Правил, в том числе порядка осуществления технического обслуживания газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения. 

Справочно: 

Форма договора на газоснабжение, техническое обслуживание газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения определена в приложении 3 к Правилам. 

По информации, предоставленной ГПО «Белтопгаз», в Витебской области требования Правил (включая необходимость своевременной проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов), доводятся потребителям газа в виде инструктажа, который проводится первично при газификации жилого дома и повторно при каждом посещении потребителей газа, а также регулярно освещаются в средствах массовой информации. 

При посещении вашего жилого дома 22 марта 2017 года работниками УП «Витебскогблгаз» было установлено, что периодическая проверка исправности дымовых и вентиляционных каналов в вашем жилом доме не проводилась. Руководствуясь пунктом 70 Правил и подпунктом 12.3 пункта 12 Договора работниками УП «Витебскоблгаз» было принято решение об отключении вашего отопительного котла от системы газоснабжения в целях обеспечения безопасности ваших жизни и здоровья. 

По вопросу ведения недобросовестной конкуренции между сервисными центрами и газоснабжающими организациями сообщаем, что все сервисные центры являются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), и согласно трудовому законодательству вопросы приема на работу и увольнения сотрудников сервисных центров, продления трудовых контрактов с ними находится в исключительной компетенции руководства сервисных центров, также как и вопросы установления и изменения ими цен (тарифов) на выполняемые работы (оказываемые услуги). 

aelita@sb.by

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Присылайте нам ваши вопросы и жалобы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter