Почему закрыли путь?

Прокуратура недовольна контролем за подъездными ж/д путями

Этому способствовал поверхностный, необъективный осмотр подъездной колеи предприятий и организаций

Немало наделало шуму представление Белорусской транспортной прокуратуры об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на подъездных путях предприятий и организаций нашей страны. Реагируя на него, руководство Белорусской магистрали привлекло к ответственности 11 должностных лиц, работающих на предприятиях железнодорожного транспорта. Но ответственность понесли не только они, но и представители других предприятий и организаций. Что стало поводом для того, чтобы мы расспросили об этом начальника отдела Белорусской транспортной прокуратуры Александра ТАКУНА.

— Александр Адамович, почему, по какому поводу Белорусская транспортная прокуратура, как говорится, ударила в колокола?

— Начну с того, что в рамках координационного плана контрольной (надзорной) деятельности мы проверили исполнение законодательства, регулирующего обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на подъездных путях предприятий, организаций республики.

Проверки проводились в ООО «Евросклад», ОАО «Минский вагоноремонтный завод», ОАО «Вилейский комбикормовый завод», КТПУП «Белрыба», ОАО «Криница». К совместному участию в них привлекались ревизоры аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов Белорусской железной дороги и Минского отделения дороги. Совместными усилиями установили, что в целом техническое состояние подъездных путей этих субъектов хозяйствования удовлетворяет требованиям подачи и уборки вагонов с установленными на участке скоростями.

Вместе с тем выявили и формализм, а в ряде случаев попустительство со стороны начальников железнодорожных станций и работников железной дороги при организации и проведении квартальных комиссионных осмотров состояния подъездных путей этих предприятий и организаций.

Так, по итогам проверки подъездных путей КТПУП «Белрыба» Белорусской транспортной прокуратурой установлено, что техническое состояние стрелочного перевода не обеспечивало в полной мере осуществление безопасного пропуска вагонов и локомотивов железной дороги. Геометрические его параметры не соответствовали минимальным требованиям нормативных документов. Движение поездов по стрелочному переводу запрещено до устранения неисправностей, в связи с чем путь был закрыт.

И что особенно нас возмутило: фактически накануне проверки Белорусской транспортной прокуратуры состояние обеспечения безопасности на подъездных путях КТПУП «Белрыба» было в комиссионном порядке осмотрено представителями железной дороги. Согласно акту квартального осмотра пути ДС Степянка, особых замечаний по его содержанию не отмечено. И в то же время прокуратурой выявлен ряд грубых нарушений в содержании пути, на которые при комиссионном осмотре проверяющими лицами обращено внимание не было.

Подобная ситуация сложилась и на подъездных путях, принадлежащих ОАО «Криница». Незадолго до проверки Белорусской транспортной прокуратуры состояние обеспечения безопасности движения и эксплуатации подвижного состава на подъездном пути ОАО «Криница» было проверено порядком квартального осмотра ДС Степянка. Анализ квартального акта показал поверхностность проведенного осмотра и его необъективность, поскольку грубейшие нарушения в содержании подъездного пути со стороны представителей железной дороги установлены не были, что привело к его закрытию прокуратурой на отдельных участках.

В целом, изучение актов квартальных осмотров подъездных путей, составленных по итогам проверенных организаций-ветвевладельцев, показало, что в наибольшей степени представителями железной дороги выявляются недостатки, носящие общий характер.

— О чем свидетельствуют изложенные вами факты?

— О том, что ответственными должностными лицами железной дороги квартальные осмотры подъездных путей проводились формально и некачественно. По этим причинам не выявляются и не устанавливаются существенные нарушения в содержании подъездных путей и их технически исправное состояние, что напрямую создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Вместе с тем именно своевременное устранение обнаруженных отступлений является одним из основных условий обеспечения безопасности движения и эксплуатации подвижного состава.

— С такими нарушениями и до большой беды недалеко…

— Вот именно. Так, во всех актах квартальных осмотров подъездных путей ООО «Евросклад» начальником станции Михановичи учинялась запись о том, что технический паспорт подъездных путей общества соответствует действующим обустройствам. Однако данные технического паспорта подъездного пути не соответствовали действительности и нуждались в пересмотре.

К примеру, в техническом паспорте ООО «Евросклад» имелась ссылка на наличие искусственных сооружений — железобетонных труб, расположенных на подъездном пути общества. При осмотре пути по конкретному участку этой железобетонной трубы вообще не обнаружено. Технический паспорт подъездных путей с 2008 года в установленном порядке не пересматривался. Такая неблагоприятная ситуация выявлена и на подъездных путях, принадлежащих другим предприятиям и организациям.

— То есть встает проблема в связи с безобразиями на подъездных путях в масштабах всей страны?

— Вы правы. И эти многочисленные недостатки и нарушения Белорусскую транспортную прокуратуру сильно тревожат.

В соответствии с п. 1 Устава железнодорожного транспорта общего пользования этот документ регулирует правоотношения, возникающие между ГО «Белорусская железная дорога», его организациями, другими физическими и юридическими лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта общего пользования, определяет их права, обязанности и ответственность, а также порядок составления, заключения и выполнения соответствующих договоров, основные правила эксплуатации подъездных путей. Положениями ст. 24 Закона «О железнодорожном транспорте» предусмотрено, что коммуникации железнодорожного транспорта должны соответствовать требованиям актов законодательства Республики Беларусь, а также правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Результаты проверок позволяют сделать вывод о том, что в целом предприятиями-ветвевладельцами выполняются обязательства по содержанию и ремонту подъездных путей. Однако должностные лица данных организаций, в обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности на подъездных путях, обычно не являются специалистами в данной области, в связи с чем принимают необходимые меры к устранению выявленных нарушений только по итогам квартальных осмотров.

Таким образом, вся ответственность за выявление в установленном порядке нарушений в содержании и технически исправном состоянии подъездных путей и осуществление последующего контроля по их устранению возложена на начальников железнодорожных станций. Несоблюдение требований соответствующих правовых актов ставит под угрозу безопасность движения, способствует возникновению транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц.

Сложившееся положение не в полной мере обеспечивает функционирование системы безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта на подъездных путях предприятий и организаций республики, что напрямую противоречит требованиям Директивы № 1 от 11 марта 2004 г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Белорусский транспортный прокурор потребовал от должностных лиц отечественной магистрали, и в первую очередь от начальников железнодорожных станций, проводить объективные и качественные квартальные комиссионные осмотры состояния подъездных путей предприятий и организаций республики. Обязать начальников грузовых отделов отделений Белорусской железной дороги надлежащим образом анализировать акты квартальных комиссионных осмотров подъездных путей.

После этого определенные меры были приняты. Но до сих пор ситуация на подъездных путях далека от идеальной. Поэтому мы еще раз бьем тревогу и призываем всех должностных лиц, ответственных за подъездное хозяйство, уделить этим вопросам самое пристальное внимание. Не хочу никого запугивать, но в случае обнаружения повторных нарушений такого рода БТП будет действовать весьма жестко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter