Почему встречи с животными на дорогах становятся для человека смертельными

Дорожно-транспортные происшествия с участием животных, в которых пострадали люди, действительно участились в последнее время, сообщила старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Анна Банадык.

“Представляешь, еду в сумерках домой из деревни, и вдруг из леса выскакивает несколько кабанов прямо перед машиной, — рассказал на днях мой знакомый. — Чудом успел затормозить и объехать последнего из цепочки животных”. А вот для 64-летнего водителя и его 59-летней спутницы в Светлогорском районе встреча с лосем закончилась трагично. Дело происходило в 11.30 утра, и все же вовремя заметить животное водитель не успел. Машина съехала в кювет и ударилась в дерево. Людей доставили в больницу, но от полученных травм на следующий день пассажирка скончалась.

Опасные “пешеходы”

Дорожно-транспортные происшествия с участием животных, в которых пострадали люди, действительно участились в последнее время, сообщила старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Анна Банадык. Семь таких ДТП с погибшими или получившими ранения людьми было зафиксировано в августе, не менее пяти случаев произошло в сентябре. В результате столкновения с автомобилями животные, как правило, тяжело травмируются или погибают, увечья получают водители и пассажиры. В год в Беларуси под колесами автомобилей гибнет около тысячи копытных.

Роковые ошибки

Как правило, все случаи со смертельным для людей исходом происходят по одному сценарию, отмечают в ГАИ. Водитель неожиданно видит животное на дороге, начинает маневрировать, резко выворачивает руль. Машина съезжает в кювет и врезается в дерево. Как же избежать опасности? В ГАИ советуют вовремя снизить скорость, особенно если на дороге установлен знак “Дикие животные”. Заметив на трассе “дикаря”, необходимо снизить скорость, насколько это возможно. Безопаснее не уходить от удара, не крутить руль и даже в крайнем случае врезаться в зверя, но не съезжать в кювет. В случае столкновения с диким животным прежде всего необходимо оказать первую помощь пострадавшим людям, затем водитель обязан вызвать ГАИ и, если есть необходимость, “скорую”. Не подходите к сбитому животному, в состоянии шока оно может повести себя непредсказуемо. “За самовольное оставление места ДТП водителю грозит административная ответственность”, — предупреждает Анна Банадык.  Ни в коем случае нельзя добивать или забирать дикое животное с целью воспользоваться “бесплатным” мясом. Это приравнивается к незаконной охоте и грозит большим штрафом. К примеру, за присвоенную тушу лося или оленя штраф составит 95 базовых величин. Кроме того, погибшее животное могло быть больным, а значит, его мясо может заразить человека, в том числе и опасным вирусом бешенства.

 Будьте внимательны!
Пик столкновений с копытными, по наблюдениям ученых, происходит с 11 часов вечера до 2 часов ночи. Кабаны и лоси из лесных чащ в сумерки начинают перемещаться на близлежащие сельскохозяйственные угодья, засеянные кукурузой и другими культурами. Не всегда их пути можно заранее предсказать и установить соответствующие знаки. Например, если сельхозпредприятие засеет поле кукурузой, лесные жители вполне могут протоптать к нему новую тропинку.

Один из эффективных способов избежать встречи автомобиля и животного — строительство специальных переходов для зверей под дорогами. В прошлом году в Беловежской пуще было построено два первых в стране миграционных перехода для копытных через новую автодорогу, сообщил заведующий сектором заповедного дела Научно-практического центра по биоресурсам Национальной Академии наук Беларуси Руслан Новицкий: “Кроме того, до конца 2013 года мы должны закончить инвентаризацию участков автодорог с высокой смертностью земноводных и копытных на основных республиканских магистралях, это выполняется по заказу государственной научно-технической программы “Природные ресурсы и окружающая среда”. В нынешнем году сделаем эту работу для двух областей, еще в двух сделали в прошлом году. Информация будет предоставлена Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды для контроля за соблюдением природоохранного законодательства при строительстве и реконструкции автодорог. Проблема в том, что с течением времени миграционные коридоры земноводных и копытных могут смещаться из-за изменений ландшафта или гидрологического режима. Эти коридоры проходят по одному пути только в случае, если  обустроены людьми и поддерживаются в неизменном состоянии, например, не зарастают ивами, если не осушаются водоемы и т. д.”.

 В тему

Спас ли переход “царевну-лягушку”?

Даже обыкновенные лягушки в период массовой миграции весной и осенью могут стать виновниками дорожно-транспортных происшествий. Своеобразным пилотным проектом перед строительством переходов для копытных стало оборудование миграционных путей для земноводных. Работают ли они? Под автодорогами сегодня в стране оборудовано специальными конструкциями десять миграционных коридоров для земноводных. Первый из них появился в 2006 году на территории Березинского заповедника, еще восемь построены в прошлом году на территории Национального парка “Беловежская пуща” и один — на автодороге М5 Минск — Гомель. По мнению Руслана Новицкого, такие переходы действительно помогают защищать от гибели лягушек и жаб.

Ученые убедились в этом, проводя мониторинг на самом первом переходе в Березинском заповеднике. В 2001 году, еще до строительства дороги, в этом месте проходило до 1500 земноводных в неделю, а к 2005 году отмечали только 50 кладок икры, что говорило само за себя, — гибель под колесами была очень высокой. “Хоть некоторые земноводные и “промахиваются” мимо направляющих конструкций, такие случаи единичны. За последние годы численность взрослых особей лягушек и жаб возле перехода поднялась до 600”, — привел данные специалист.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter