Почему в Мухавце уснула рыба

В брестский корпункт «СБ» позвонили рыбаки. С тревожной новостью...

В брестский корпункт «СБ» позвонили рыбаки. С тревожной новостью: в реке Мухавец в Жабинковском районе вверх брюхом плавают сом, щука, судак, линь... Приехала, спустилась к реке за деревней Петровичи и убедилась: не катастрофа, но в ряске недалеко от берега действительно сверкают погибшие рыбы разных размеров. Местные говорят: было больше, но они уже вытащили рыбу на корм скоту... Случай в Жабинковском районе — не из ряда вон выходящий.


Нет жары, нет ливней. Обвинить природу трудно. Что же случилось? Вопрос адресую заместителю начальника Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира Сергею Штыку. Он открывает на рабочем компьютере папку с фото и показывает:


— Мы выловили почти шесть сотен погибших рыб. Работает комиссия, в которую вошли представители разных служб. Взяты пробы воды. В том числе в месте впадения теплого канала, который сбрасывает условно чистую воду от Жабинковского сахарного завода в Мухавец. Экспресс–анализ показал низкое количество кислорода в воде. Рыба погибла в тех местах, где много зеленых водорослей. Для них питанием является азот, поступивший с загрязненными веществами. При интенсивном росте водоросли поглощают кислород.


Звоню заместителю главного инженера ОАО «Жабинковский сахарный завод» Николаю Новику. Он в пространные рассуждения не вступает:


— Факт есть. Сам видел и присутствовал при подсчете погибшей рыбы. Взята на анализ вода. Когда будет результат, станет ясно, виновато предприятие или нет.


— Но сахарный сбрасывает стоки в Мухавец?


— Напрямую нет. Есть у нас очистные, откуда условно чистые воды поступают через канал в Мухавец. Все условия и места водовыпусков согласованы с экологами.


Пару недель назад в технологическом пруду возле деревни Минковичи на территории ОАО «Беловежский» Каменецкого района тоже погибла рыба. Тут причина была очевидной. Недалеко на горке складировали навоз. Когда пошли дожди, навоз смыло в воду. Не помогли земляные насыпи, которые в срочном порядке стали делать. Рыба всплыла. Экологи насчитали больше 25 тысяч карасей. По этому делу тоже не закончилось разбирательство.


А в августе был замор в рыбхозах «Селец» Березовского района и «Соколово» Жабинковского. В последнем погибло, по официальным данным, 7,6 тонны рыбы. Работники рыбхоза на днях прислали письмо в «СБ». Они не согласны с тем, что начальника участка, где погибла рыба, после экологического ЧП назначили... исполняющим обязанности всего рыбхоза «Соколово».


Сергей Штык соглашается, что в нынешнем году рыбные богатства Брестчины оскудели, но обращает внимание на различие в ситуациях:


— Рыбхозы — это пруды. Гибель рыбы в прудах нельзя называть экологической катастрофой. Здесь все очевидно. Снизился уровень грунтовых вод. А руководители не были готовы. Они не имели схемы действий на такой случай. В «Соколово», например, не был почищен Гусацкий канал. Что касается гибели рыбы в Мухавце, здесь можно говорить об экологическом ЧП. В воду попало отравляющее вещество. Возможно, на сахарном заводе было нарушение технологии производства, а схема утилизации сточных вод оставалась прежней.


Сейчас к выяснению обстоятельств экологического происшествия в Мухавце подключился Следственный комитет. Будем ожидать подробностей.


Фото предоставлены Брестской областной инспекцией охраны животного и растительного мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter