Почему у «кирпича» особый… вкус?

ОЧЕНЬ давно умные люди сказали: «Хлеб — всему голова». Однако вряд ли в те времена могли предполагать, насколько эта поговорка станет актуальной в XXI веке. Для нас хлеб стал уже не просто источником углеводов и обязательным атрибутом завтрака, обеда и ужина, теперь это и кладезь всевозможных витаминов, и продукт, поддерживающий здоровье, и даже средство для похудения.

Предприятия потребительской кооперации возвращают добрые традиции отечественного хлебопечения.

ОЧЕНЬ давно умные люди сказали: «Хлеб — всему голова». Однако вряд ли в те времена могли предполагать, насколько эта поговорка станет актуальной в XXI веке. Для нас хлеб стал уже не просто источником углеводов и обязательным атрибутом завтрака, обеда и ужина, теперь это и кладезь всевозможных витаминов, и продукт, поддерживающий здоровье, и даже средство для похудения.

Правда, начиная с 2000 года потребление хлеба постепенно снижается. Тем не менее на каждого белоруса его приходится в сутки примерно по 170—180 граммов, что значительно больше, чем, скажем, в Великобритании или Италии. По-видимому, сказываются национальные традиции. С другой стороны, по мнению экспертов, такая тенденция говорит о росте благосостояния: мы с вами сегодня можем позволить себе не только хлеб и молоко, но также широкий ассортимент мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов.

Да и сама жизнь стала очень быстротечной: если раньше мы полноценно обедали — с первым, вторым и третьим блюдами, то сегодня люди ограничиваются какими-то перекусами. И, естественно, хлеба съедается значительно меньше, хотя выбор его куда более широкий и разнообразный.

Скажем, только ЧУП «Узденский кооппром» предлагает сегодня более 40 наименований: заварные, подовые, диетические хлеба. А еще — давно известный, формовой хлеб, называемый в профессиональной среде «кирпич».

— Покупательский интерес к нему в последние годы резко возрос, — говорит директор предприятия Регина Нистюк. — После модернизации печей в комплекте с линией заготовок хлебобулочных изделий мы теперь обеспечиваем такой продукцией не только свой, но и Дзержинский, Минский и ряд других районов. Кстати, не только вернули традиционную буханку, но предложили покупателю несколько видов по лучшим рецептам. А еще первыми в системе потребкооперации начали упаковывать свою продукцию в пленку.

Износ оборудования составлял на заводе до 70 процентов. Здесь вовремя поняли, что без коренной реконструкции не обойтись, и провели ее, можно сказать, своими силами. А 600 миллионов рублей — сумма немалая. Зато теперь новейшее оборудование в котельной, ведутся работы по подводу коммуникаций для монтажа белобулочной линии, а структурные подразделения и службы предприятия связаны локальной компьютерной сетью. Она позволяет оперативно решать все производственные вопросы — от заключения договоров с покупателями до выписки товарно-транспортных накладных.

Сегодня небольшой по размеру завод выпускает около 300 наименований различных изделий, в том числе макароны, пряники, печенье, драже и знаменитые «Морские камешки» А славная узденская выпечка, торты и пирожные составляют половину объема такой продукции Минского облпотребсоюза. Многочисленные медали и дипломы сами за себя говорят о ее качестве.

Фирменный знак «Славяночка» дал название и фирменному магазину, который расположился рядом с предприятием.

— Хотя и далековато от центра города, но заезжаю сюда частенько, — говорит минчанин Анатолий Кондратович. — Земельный участок у меня в Узденском районе, так что открываю дачный сезон всегда со «Славяночки». Какой шашлык без хорошей краюхи хлеба!

Фирменные торговые точки потребкооперации сегодня уже не редкая ласточка в райцентрах республики. Магазин «Купаловский» открыт недавно в Любани. Здесь широко представлена продукция ЧУП «Любанский кооппром».

— Наши хлеба, да и другие изделия, здесь, как говорится, с пылу с жару, — поясняет руководитель предприятия Татьяна Костенко. — Ведь хлеб выпекается только ночью, чтобы еще теплым доставить потребителям. Работаем по заказам, так что ни одна буханка не остается. Наши покупатели уже оценили качество любанской продукции. Раньше, признаюсь, были нарекания. Сейчас работаем на новом оборудовании, которое установлено после реконструкции. К нам теперь устроиться очень сложно — отличные условия труда и неплохая зарплата.

43 года отдала хлебопекарному делу Ирина Александровна Морозова, старейший работник предприятия.

— У каждой буханки свой секрет, — уверена она. — А еще разные хлеба должны иметь свою температуру — от 250 до 300 градусов, которую позволяет поддерживать современая термомасленая печь. Теперь на помощь пришел компьютер, главное — правильно установить режим. Но все же без частички души настоящего каравая не получится. Как говорят профессионалы, хороший мастер поднимается вместе с замешенным тестом.

Каждая пятая буханка хлеба выпускается сейчас в республике именно на предприятиях потребкооперации. За 2010 год изготовлено более 1500 наименований хлебобулочных и более 800 кондитерских изделий. Конечно, конкурировать заводам районного масштаба, предположим, с минскими, непросто. Там применяется непрерывная технология, причем закрытого цикла — практически без прямого участия человеческих рук. Но выпускать свою качественную и вкусную продукцию белорусские кооператоры уже научились.

— В чем нас превосходят хлебопеки других структур? — задала вопрос начальник продовольственного отдела управления промышленности Белкоопсоюза Нина Маспанова. И сама же на него ответила: — Кроме объемов, ни в чем! Мы работаем по старинным рецептам с натуральными компонентами, без применения консервантов, на основе чистых технологий.

Но жизнь доказывает, что далеко не все так гладко. До сих пор есть проблемы в Круглянском, Рогачевском, Червенском райпо. С целью более полной загрузки мощностей здесь планируется концентрация неэффективных предприятий. Реконструкция хлебозаводов проведена в Шклове, Поставах, Малорите, продолжается в Житковичах, Буда-Кошелеве, Петрикове.

По словам Нины Кирилловны, чтобы предприятия функционировали нормально, необходима их модернизация каждые 5—7 лет. А у нас некоторые продолжают работать на оборудовании 70-х годов прошлого века. Но в ближайшие годы их также переоснастят. Нынче такие работы будут проведены на 15 хлебозаводах. Кстати, в минувшей пятилетке на эти цели направлено более 58 миллиардов рублей. Еще 4 миллиарда будет потрачено в 2011 году, и «мы не будем по привычке возить столичный хлеб в сельские регионы».

Еще замечание и в адрес нашей промышленности. Отечественное станкостроение так и не рискнуло за эти годы «поохотиться» на хлебопека. Немцы, французы, поляки, чехи, россияне поставляют в республику свои чудо-печки, укладчики, транспортеры, упаковочные линии, другую технику для выпечки и фасовки хлеба, пирогов, изготовления тортов и пирожных. Только все ли заводы, нуждающиеся в обновлении технологий, смогут самостоятельно купить зарубежную недешевую технику? Без помощи ведомств, к которым они «приписаны», вряд ли. А без хлеба и медом сыт не будешь!

Александр ШЕВКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter