Чем удивили Главу государства учащиеся Национального детского технопарка

Интеллект нации — самое большое богатство

Расширение технопарка. Коммерциализация разработок. Работа молодежи во имя мира и созидания. Почему так важно сохранить независимость страны и чем удивили Главу государства учащиеся Национального детского технопарка

День знаний по доброй и давней традиции ­Президент встречает с молодежью. Имея педагогический стаж, он как никто понимает важность системы образования для благополучия и безопасности государства. Более того, Глава государства убежден: не будь у него за плечами преподавания и педагогического образования — и ­Президентом он не стал бы.

Вот и в пятницу для учащихся Национального детского технопарка белорусский лидер провел своего рода открытый урок. Кроме того, ­Президент побывал в учебных лабораториях, пообщался с юными дарованиями и с интересом ознакомился с их разработками. Увиденным остался доволен: ребята продемонстрировали, что их навыки и знания действительно будут востребованы и в Беларуси, и во всем мире. Не зря Александр ­Лукашенко уверен, что с такими талантами страна справится с любыми сложностями:

— Для Беларуси талантливые люди, интеллект нации — самое большое богатство. Если есть такие люди, мы справимся с любыми вызовами. Залог сохранения государственности, суверенитета и независимости нашей страны — это тоже вы.

«Вы наше будущее»

Возле технопарка Главу государства встретили учащиеся, которые рассказали о процессе обучения и своих впечатлениях. Для ребят в технопарке предусмотрены занятия по информационной безопасности и дополненной реальности. Направления это востребованные и перспективные. Да и сам процесс обучения нравится: ведь, помимо новых знаний, школьники находят здесь и новых друзей.
— Вы наше будущее, вы молодцы,
— похвалил учащихся Александр ­Лукашенко.

У директора Национального детского технопарка Сергея Сачко ­Президент уточнил, какие есть проблемы в функционировании учреждения, чего не хватает.

— Есть небольшой вопрос по оборудованию, но мы его решим, — заверил руководитель технопарка.


— Нет ошибки в том, что мы создали такой центр? Не получится так, что немалые деньги и немалые усилия вложены в этих ребят, а они окажутся невостребованными? — поинтересовался Александр ­Лукашенко.

— Ни в коем случае. Это элита, будущее нашей страны, — убежден Сергей Сачко. По его мнению, технопарку даже пора расширяться и брать на обучение еще большее количество ребят.

Об идее создания технопарка и возможном расширении

Перед началом линейки учащиеся вместе с ­­Президентом и гостями праздника дружно исполнили Государственный гимн Беларуси.


— Спасибо! Еще никто так вдохновенно не исполнял гимн, как вы, — поблагодарил ребят Александр Лукашенко.

Обращаясь к присутствующим, он отметил, что встреча в День знаний символична:

— Все представители власти сегодня в школах, колледжах, университетах. И конечно же, как можно обойти этот великий храм самых перспективных, самых умных, продвинутых и грамотных. Никакие вы не дети. Вы уже взрослые люди. Ваши знания и даже опыт — все это вместе говорит о том, что вы люди взрослые. Именно стремление к новым знаниям привело вас, одаренных и талантливых людей, в наш Национальный технопарк.


Глава государства рассказал, что идея создания технопарка родилась во время посещения российского центра «Сириус» в Сочи:

— И эта идея легла уже на подготовленную почву. Я несколько раз там бывал, изучал этот центр. Вдоль и поперек исходил. И гидом у меня тогда был ­Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он был инициатором создания «Сириуса» в Сочи. И тогда я ему сказал, что в Беларуси тоже неплохо было бы создать подобный технопарк, надо, чтобы «Сириус» оказал нам поддержку. Он здесь же дал распоряжение. И вот так мы, изучая опыт России прежде всего, а потом и весь мировой опыт, приступили к созданию здесь этого центра.


Белорусский лидер не исключил возможности расширения технопарка, отметив, что его создание в 2021 году — это только начало:
— Знаю, что желающих здесь обучаться значительно больше — получать более высокие, продвинутые знания. Если там остались за бортом талантливые люди (три человека на место), то этот технопарк надо расширять до таких пределов и возможностей, чтобы все ребята, которые стремятся получить более современные знания и знания на более высоком уровне, имели такую возможность.

О работе на свою страну

Важный момент, который волнует Главу государства и на который он обращает внимание: чтобы воспитанники Национального детского технопарка в последующем работали на свою страну и помнили о ней. Александр ­Лукашенко призвал ребят:

— Чтобы вы на этой земле жили, которая взрастила вас. Это меня, конечно, волнует. Хотя я понимаю: вы — люди будущего, люди науки. А наука не может замыкаться сегодня в рамках даже самого большого продвинутого государства. Наука интернациональная. Она такой была всегда. И только тогда она имеет перспективу к развитию, если она будет интернациональна.  
Но где бы вы ни были, вы должны помнить, что это ваша земля. Что эта земля сделала все для того, чтобы вы выросли грамотными, продвинутыми и могли работать в любой стране.

По мнению ­Президента, нынешние учащиеся технопарка — своего рода первооткрыватели, потому что два года в учреждении «упражнялись, тестировали, смотрели, как лучше»:

— А уже в этом году вы обучаетесь здесь, получаете знания, практику как современные люди. Можно сказать, стоящие у истоков.

О полезных изобретениях

Александр ­Лукашенко обратил особое внимание на еще один вопрос — коммерциализацию итогов работы воспитанников технопарка:

— Вы уже не маленькие дети. Вы создаете какой‑то продукт. Я говорю «какой‑то», потому что не знаю, как он прижился бы на рынках, продали ли бы вы его.  
Но мы будем делать все и помогать вам будем, если вы что‑то придумаете, изобретете полезное для производства, для нашей страны. Будь то промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и так далее. Мы с удовольствием у вас в первоочередном порядке приобретем этот товар.
Отсюда и важное наставление ребятам:

— Сегодня надо производить и продавать, коммерциализировать ваши знания.


О самом большом богатстве Беларуси

Белорусский лидер убежден, что в том числе созданием подобного технопарка наша страна заглянула за горизонт. Глава государства напомнил, как в свое время одним из первых его поручений было создание фонда поддержки одаренной и талантливой молодежи. Вот и сегодня он еще раз акцентирует:
— Говорил всегда и говорю сегодня: для Беларуси талантливые люди, интеллект нации — это самое большое богатство. Если есть такие люди, мы справимся с любыми вызовами. Может быть, обойдемся без большого количества нефти и природного газа. Залог сохранения суверенитета и государственности — это тоже вы. Вы — будущее вообще.
Вы самые умные, и вы это доказали. Вы на этом этапе своей жизни доказали, что вы умные люди и хотите получить большие знания. Через буквально несколько лет вам придется управлять этой страной, защищать эту страну, растить своих детей на этой земле. И даже если кто‑то на какое‑то время уедет за пределы страны, он вернется сюда с новыми знаниями.

О достижениях Советской Белоруссии

­Президент констатировал, что в Беларуси живут очень трудолюбивые, дисциплинированные и целеустремленные люди. И привел ряд исторических фактов:


— Вдумайтесь, в далеком 1944‑м еще полыхала война, треть населения погибла, города практически все и деревни у нас были уничтожены, дороги и мосты разрушены, а в Минске уже идет работа по восстановлению. Нам огромную помощь оказали наши братские республики, находившиеся тогда в составе Советского Союза. Строится автомобильный завод, который уже через примерно три года — в 1947‑м — выпускает первые грузовые МАЗы.

Спустя два года с конвейера Минского тракторного завода сходит первый трактор «Беларусь». Для этого потребовались, как заметил Александр ­Лукашенко, колоссальные усилия.

Еще один исторический факт от Главы государства — именно в Минске создали первую серийную советскую ЭВМ:

— Это не тот компьютер, который сегодня на столе, — это огромное здание, в котором стояли мощные машины. Что для поколения, которое еще помнило ужасы той войны, было настоящим интеллектуальным и трудовым подвигом.  
И мы, белорусы, гордимся тем, что мы тогда сделали невозможное.

О жизненных ориентирах и главной цели

Обращаясь к ребятам, ­Президент отметил, что они делают пока еще робкие шаги в увлекательный мир знаний и открытий, но должны помнить, что современные знания возникли не на ровном месте и не пришли из ниоткуда:

— Вы стоите на плечах гигантов, как говорил классик. Вы стоите на плечах тех, кто эти знания когда‑то открыл. И мы можем с удовольствием назвать таких, как Жорес Алферов, Павел Сухой, Михаил Высоцкий, и многих других наших прославленных на весь мир соотечественников.  
Пусть все приведенные мной примеры станут для вас жизненным ориентиром. Они смогли, и вы обязательно сможете стать первыми, вписав свое имя в историю науки и историю своего Отечества, если будете верны призванию и научной истине.
По словам Главы государства, именно благодаря учащимся технопарка и их сверстникам, демонстрирующим незаурядные способности, в Беларуси появился настоящий молодежный научный центр:

— Верю в вас и убежден, что общаюсь сегодня с будущими белорусскими академиками, изобретателями, создателями новых продуктов, которые найдут свое место на мировых рынках.  
Ставьте перед собой великие цели. И созидайте. Но созидайте всегда во имя мира. Вы должны видеть главную цель перед собой — мир и такое светлое небо над головой.

 Александр ­Лукашенко констатировал: жизнь так устроена, что на смену одним поколениям приходят другие, и каждое новое поколение должно стремиться создавать условия для жизни следующего — своих детей:

— И помните, еще раз повторяю, вы очень нужны своей стране! Поздравляю вас и в вашем лице сегодня всех белорусских школьников, студентов, курсантов с Днем знаний!

О храме знаний и порядке

Глава государства напомнил и всем педагогам, и самим ребятам, что любое учреждение образования — это храм знаний:

— И в этом храме всегда должен царить порядок. Там не должно быть никаких безобразий. Это самые строгие законы. Ты пришел учиться, получать знания. Учись и получай знания, чтобы потом в 30 — 40 лет ты не ходил по улицам и не кричал: «Дайте мне зарплату, как у них!» Встает всегда вопрос: а давай посмотрим, как ты учился в школе, как осваивал и получал новые знания, как ты вообще прожил эту жизнь? И когда посмотришь на человека, который больше всего кричит на улице, оказывается, он и в школу не ходил. А если и ходил, то не каждый день. И не за знаниями он туда приходил, а для того, чтобы развлечься, покричать, пошуметь.


По мнению белорусского лидера, учеба — это тяжелейший труд, и тяжелее периода в жизни не будет:

— Потом все будет гораздо легче, если вы определитесь правильно в жизни. Вы будете ходить на работу как на отдых, если вы правильно определитесь в жизни. Дальше будет легче.  
Сейчас очень трудно. И очень важно, как ты прожил этот тяжелый период жизни. Это во многом зависит от нас — родителей, педагогов. Но больше всего зависит от вас. Вы молодцы, вы рискнули. Я вас поздравляю и желаю успехов вам на этом трудном пути.
Александр ­Лукашенко пожелал ребятам здоровья и призвал вести активный и здоровый образ жизни, проводить больше времени на спортивных площадках, а не на диване:
— Короче, шевелитесь! Во всем. И в спорте, и в жизни, получая свои знания. Если вам будет нужна моя поддержка, обращайтесь, мы обязательно вам поможем. Поможем потому, что вы рискнули. Вы стали первыми, и это достойно уважения.

О суверенитете и независимости

Обращаясь к ребятам как первый ­Президент независимой Беларуси, Александр ­Лукашенко пожелал, чтобы за нынешними талантливыми и одаренными ребятами пришли и другие:
— Это  еще важнее, нежели то, что вы являетесь сегодня первооткрывателями. Я хочу, чтобы вы выросли достойными гражданами нашей Беларуси.
Белорусский лидер отметил, что история довольно неожиданно и в чем‑то случайно подарила суверенитет нашей стране, который необходимо сберечь:

— Суверенитет — это, просто говоря, власть в границах нашего государства. Мы должны здесь определять, кто и как у нас будет учиться в школах и технопарках, за какие средства и так далее.  
Мы впервые стали, насколько это возможно, независимым государством.
Глава государства убежден, что независимость — понятие относительное, и сегодня в мире абсолютно независимых государств нет. Это касается даже самых крупных и продвинутых стран: ситуация в мире показывает, что им тоже нужны союзники и поддержка.

— Поэтому независимость — понятие относительное…


Но мы имеем эту независимость и имеем суверенитет. Нам надо это сохранить, чтобы мы никогда больше не поставили те поколения, которые придут за нами, и вас под плетку. Если у нас будет побольше таких людей, как вы, мы точно никогда не пойдем под плетку и не наденем лапти,
— уверен Александр ­Лукашенко.

О том, что приятно удивило

­Президент рассказал, что когда знакомился с материалами о технопарке, то обнаружил удивительную и приятную для себя вещь: в учреждении обучается гораздо меньше минчан, нежели ребят из регионов.

— Я не хочу принизить роль Минска и минчан. Конечно, они живут в совершенно другом городе, у них возможностей значительно больше, чем в региональных центрах и школах, где вы учитесь. Но то, что вы, регионалы, поднялись до уровня Минска и превзошли Минск, — это меня радует. Побеждайте минчан. А минчане пусть сопротивляются, — сказал Глава государства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Сачко, директор Национального детского технопарка:

— Мы имеем определенный багаж проектов, и Глава государства отметил, что это действительно перспективные проекты и надо продолжать сопровождать эту одаренную молодежь, чем и занимается сегодня технопарк. Сегодня основная задача перед нашим учреждением — продолжать образовательную и профессиональную траекторию в жизни ребят. Мы приглашаем сюда организации, предприятия, высшие учебные заведения на публичную защиту проектов. В конце каждой смены есть такая защита. Я уверен, что эти ребята — будущее нашего государства, промышленности, сельского хозяйства.


ФАКТ

Национальный детский технопарк начал свою работу 1 января 2021 года в соответствии с решением Главы государства. Цель этого учреждения образования — поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к науке, инновационной деятельности. Конкурс на обучение здесь — в среднем три человека на место. Учеба организована по принципу образовательных смен, в рамках которых ученики 9−11‑х классов могут бесплатно обучаться по одному из 15 направлений, в их числе «Зеленая химия», «Биотехнологии», «Наноиндустрия и нанотехнологии», «Виртуальная и дополненная реальность», «Инженерная экология», «Авиакосмические технологии» и другие. За время деятельности технопарка учащимися разработано 1229 индивидуальных и групповых проектов исследовательского или изобретательского характера. Участниками технопарка завоевано 65 дипломов в республиканских и международных интеллектуальных мероприятиях.

«Смотрите, чтобы не пропали эти ребята!»

­Президент поручил проработать механизм приема выпускников детского технопарка в вузы

Глава государства детально ознакомился с работой учреждения, его структурой (сюда входят школа, учебно‑лабораторный корпус и общежитие) и направлениями, по которым обучаются талантливые ребята. Как доложил Сергей Сачко, для того чтобы сюда поступить, учащиеся заочно подают заявки, затем проходят собеседование в очной форме и выполняют тестовое задание.


В прошлом году 76 из 84 учащихся 11‑х классов, прошедших обучение в технопарке, поступили в вузы и колледжи Беларуси, в том числе 69 — по профилю обучения в технопарке.
23 выпускника технопарка в 2023 году в соответствии с новыми правилами приема зачислены в вуз без вступительных испытаний по рекомендации наблюдательного совета технопарка.
По словам Сергея Сачко, в образовательном процессе технопарк делает ставку на то, чтобы плотно работать с реальным сектором экономики и сопровождать совместно с вузами каждого выпускника вплоть до первого места работы.

В планах учреждения на перспективу — обновление учебных программ и разработка проектов под потребности конкретных предприятий страны. ­Президент дает наказ:
— Смотрите, чтобы не пропали эти ребята! Это же уникальные дети!
Обращаясь к директору технопарка, Александр ­Лукашенко попросил его принять участие в выработке механизма приема ребят в вузы:


— Надо выработать оптимальный вариант и для ребят, и для вас.

Александр ­Лукашенко поручил изучить опыт технопарка и доработать механизм поступления учащихся в университеты. У министра образования Андрея Иванца ­Президент поинтересовался:

— А почему мы не можем их опыт взять при поступлении в вузы? Тест, сели, с глазу на глаз поговорили, набрали студентов...

— По вашему поручению целевиков мы в этом году набирали именно таким образом, — ответил глава Минобразования.

— Остальных — нет? — уточнил Глава государства.

— Остальных нет, но мы будем смотреть и вносить предложения по гуманитарным направлениям, — поделился планами руководитель ведомства.
— Нам надо выбрать механизм приема в вузы. Что лучше — тестирование, собеседование... Надо выработать оптимальный вариант,
— резюмировал белорусский лидер.


ПОДАРОК НА КОЛЕСАХ

В подарок технопарку на День знаний ­Президент вручил сертификат на микроавтобус, который пригодится ребятам, чтобы быстрее добраться на различные выездные мероприятия в рамках учебной программы. Он также пообещал, что если технопарк сам заработает хотя бы половину на еще один такой автобус, то со второй половиной обязательно поможет государство.


«Творите, делайте! Если это в жизни пригодится, будем поддерживать»

Конечно же, ­Президент не мог не побывать в учебных лабораториях технопарка, чтобы воочию увидеть, чем занимаются юные дарования. Забегая вперед, отметим, что каждый из представленных проектов достоин отдельной научной статьи, а может, даже и диссертации. Эти ребята действительно гордость нашей страны, будущая научная и производственная элита. Слушая их, Александр ­Лукашенко не скупился на похвалу. И было ведь за что.

Вот, например, учащаяся СШ № 1 из Костюковичей Алиса Мурач презентовала систему дистанционного мониторинга сельскохозяйственных угодий. Рассказывает, что на основе информации с дронов будут составляться карты полей, участки, где необходима подкормка удобрениями или защита растений. Глава государства как опытный аграрий сразу же предлагает опробовать систему на практике:

— Надо их «крутануть» в каком‑то сельхозпредприятии. 

Пусть берут свои дроны, смотрят поля. Плодородие почв у нас разное, и там, где поля пожелтели, надо растения поддержать, подкормить. Так что берите свои аппараты, все обеспечим.

В лаборатории электроники и связи Александр ­Лукашенко попросил преподавателя и его подопечных протестировать производство средств связи и обозначить самые узкие места. Это важно и для национальной безопасности государства, учитывая опыт специальной военной операции в Украине. Нам нужны самые современные виды связи, отметил ­Президент и добавил, что очень рассчитывает на помощь юных ученых и их наставников в этом вопросе.

Выпускник технопарка, а ныне студент первого курса БГУИР Сергей Орсик продемонстрировал Главе государства собственную систему распознавания и отслеживания эмоционального состояния человека. Поистине бесценная вещь для психологов и не только.

— Например, на предприятиях ее использование поможет предотвратить эмоциональное выгорание у сотрудников, повысить их работоспособность и продуктивность труда, — поясняет Сергей.

А чтобы было понятнее, тут же показал разработку в действии. Оказывается, пока шла первосентябрьская линейка, система сканировала и фиксировала настроения ребят во время выступления Александра ­Лукашенко. На лицах — широкий спектр эмоций: гордость, счастье, заинтересованность, уважение, удивление.


Проект «Умные очки» учащегося 11‑го класса из Столина Максима Пупенко применим как для решения повседневных задач, так и в узкоспециализированном формате.

— Цель моего проекта — создание устройства, которое сможет проецировать информацию прямо на линзы очков, — уверенно начал объяснять школьник. А после подробнейшего доклада добавил: — Готов ответить на любые ваши вопросы.

— Пока боюсь даже вопросы задавать, — отшутился Александр ­Лукашенко. И от души поблагодарил ребят:

— Спасибо! Творите, делайте! Если это в жизни пригодится, в стране, будем поддерживать.

С видом на Луну и Марс

Зайдя в лабораторию робототехники, Александр ­Лукашенко с ходу интересуется:

— Что ваши роботы могут делать?

Тимур Шлейко, студент БГУИР из Барановичей, представил прототип промышленной системы быстросменных захватов — робота‑манипулятора со сменными насадками. Цель — изучить возможность создания комплекса, который позволит исключить участие человека из процесса замены насадок.

— Я боюсь, что ты исключишь всех людей из процесса производства. Чем занимать людей будем? — указал Александр ­Лукашенко на одну из важнейших проблем, связанных с расширением использования искусственного интеллекта.


Парень не растерялся:

— Подобная ситуация была на заре промышленной революции, когда люди боялись внедрения станков, которые могут отнять у них работу. Но появилось множество других профессий, связанных с этими станками.

— Намекаешь на то, что на Луну поедем работать? Это тоже перспективно.

— Марс перспективнее, — с улыбкой ответил Тимур.

Дальше по маршруту ­Президента — лаборатория энергетики будущего. Здесь удивлял Эдуард Авсюкевич, учащийся 11‑го класса из Слонима. Его проект предполагает использование на атомной станции солнечного коллектора с наночастицами:


— Мы предлагаем использовать дополнительный циркуляционный контур, который будет подогреваться от энергии солнца, — погрузился в технические тонкости Эдуард. — Это позволит улучшить экономические параметры работы АЭС, сократить срок ее окупаемости.

— Это очень интересно, если получится. Торопитесь, — посоветовал Александр ­Лукашенко. — В науке, если поспешишь, быстрее других сделаешь, эффект будет больше…

Старания юных атомщиков ­Президент оценил высоко:
— Вы нам очень нужны, и чем быстрее, тем лучше.
Я по всему миру ищу сотрудников на атомную станцию. Готовы вас принять — от обычных операторов до директора.

— Мы как раз хотели попросить у вас поездку на атомную станцию, — воспользовались случаем ребята.

— Вопрос решен. Поедете. Когда решите — отвезем вас туда, — не колеблясь пообещал Александр ­Лукашенко.


После этого просьба сфотографироваться вместе с ­Президентом прозвучала уже как само собой разумеющееся.

«Это очень нужные вещи»

Среди других разработок, продемонстрированных Главе государства, — высокоэффективный угольный сорбент, устройство защиты речевой информации, использование отходов льнопроизводства в энергетических целях. ­Президент особо заинтересовался проектом студента первого курса БГМУ Дамира Улосевича — биоразлагаемой упаковкой для жидкой пищевой продукции. Это инновационный вариант замены Tetra Pak на БелБиоПак, в котором сохранены все характеристики, присущие Tetra Pak: прочность, водонепроницаемость, низкая проницаемость кислорода, устойчивость к воздействию ультрафиолетового излучения.

— Минск должен этим заняться, — обратился Александр ­Лукашенко к стоящему рядом председателю горисполкома Владимиру Кухареву. И поручил Наталье Кочановой как уполномоченной ­Президента по Минску взять вопрос на контроль: — Это очень нужные вещи. Будем технически поддерживать.

Главный же итог своего посещения Александр ­Лукашенко подвел уже на выходе из технопарка, обращаясь к журналистам:
— Вы увидели настоящих продвинутых людей, у которых горят глаза. Главное, чтобы эти глаза не потухли. А чтобы не потухли, мы их проектам должны сказать или да, или нет. Но всё нужное.
Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter