Почему портрет Сталина уже не обязателен для поездки в Грузию?

С нынешнего учебного года в некоторых странах СНГ школьники будут изучать совершенно иную историю. Роль России в новых учебниках представлена исключительно отрицательной.

С нынешнего учебного года в некоторых странах СНГ школьники будут изучать совершенно иную историю. Роль России в новых учебниках представлена исключительно отрицательной.

В учебнике истории для пятого класса, рекомендованном министерством образования Украины, говорится, что голод 1932—1933 годов был организован Москвой для того, чтобы “подавить волю украинцев к независимости”. А по поводу победы В.Ющенко в ходе “Помаранчевой революции” написано, что это была “победа всего украинского народа”, и ни словом не упоминается о том, что почти половина жителей страны голосовала за другого кандидата. О Степане Бандере сказано, что его войска уже к 1943 году освободили от немцев большинство городов республики.
В учебниках “История Грузии” (10-й, 11-й классы), как сообщают “Новые известия”, действия России в разные периоды грузинской истории нарисованы черными красками. “России, как и любой другой стране, стремящейся к захвату земель, не нужна была единая и сильная Грузия”. “Весь период нахождения Грузии в составе СССР был отмечен кровавым террором и репрессиями”. И в то же время нигде не упоминается о “великом грузине, отце всех народов” Сталине, в эпоху которого эти репрессии и были. К тому же, если вернуться во времена СССР, то в памяти у многих всплывет совершенно иной факт: едва ли не во всех грузинских автомобилях за стеклом стоял портрет Сталина, а приезжавшие отдыхать в этот ласковых край туристы могли купить фотоальбомы, иллюстрирующие жизнь “кормчего революции”, о котором и слово худое сказать было рискованно.
Молдавия также решила “пересмотреть прошлый багаж”, а заодно надеть на своего “необъятного соседа” форму надзирателя и в то же время облачить в белые ризы Румынию. Маршал Антонеску, которого Гитлер лично поблагодарил за быстрое решение еврейского вопроса, предстает перед учащимися не как румынский диктатор, а как либерал и демократ. А на вопрос: почему Румыния оказалась за одно с Германией? — дается простой ответ: “Находясь между двумя империями, лишившись поддержки западных стран, Румыния становилась возможным объектом нападения как со стороны СССР, так и со стороны других соседних стран, территориальной целостности стала угрожать реальная опасность”.
Вопрос о том, кто у кого в услужении: история у политики или политика у истории, по-прежнему актуален.
В бытность Советского Союза практически все учебники проходили согласование в Москве. В школах необъятной страны изучалась история СССР. Она писалась с позиций строящегося бесклассового, безнационального и безрелигиозного общества. Не укладывающиеся в эту концепцию факты выбрасывались, как лишние и несущественные детали. Но потом все изменилось. Вернулось религиозное и национальное самосознание. Прежде выброшенные факты были подняты, очищены от временной пыли, украшены научными вензелями и представлены на обозрение широкой публике. Но стала ли истина ближе?
В книге “История Латвии. XX век” период с 1940 по 1991 годы иначе как оккупацией не называется, а легионеры СС объявляются “борцами за свободу своей страны”.
История — это не прошлое, это настоящее. В том смысле, что прошлое является обоснованием настоящего.
На днях в Латвии состоялось первое заседание сформированной правительственной комиссии по подсчету ущерба, который советский режим нанес Латвийскому государству и его жителям. Член комиссии Рута Паздере заявила, что ей неоднократно доводилось слышать, будто во времена СССР в этой прибалтийской республике было построено столько, что речь надо вести не о том, что Россия должна Латвии, а о том, что Латвия должна всем ныне суверенным государствам бывшего Советского Союза. Контраргументом этих “инсинуаций”, считает Р.Паздере, может быть “анализ плохого качества построенных тогда объектов”. А председатель комиссии Эдмунд Станкевич в интервью Латвийскому радио заявил, что нужно спросить: а просило ли правительство эти инвестиции, и действительно ли они были необходимы?
На днях в Латвии в местечке Смарде прошел и слет ветеранов легиона СС. А на семинаре учителей истории педагоги в своих выступлениях, как сообщает “Латвийская газета”, подняли вопрос о нехватке дополнительных учебных материалов “о депортациях и сопротивлении в широком понимании этого термина”.
История в очередной раз переписывается на постсоветском пространстве. Идет противоречивый процесс восстановления истины. Но здесь нужно понимать одно: государственная политика — вещь не застывшая, данная раз и навсегда. Сущность политики в изменениях. Передвигаются границы, меняются идеологии. И только соседним народам жить друг подле друга придется и через десять и через сотню лет. Говоря об истории и политике, нельзя забывать о географии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter