Почему отменен рейс
15.10.2010
Поставы
Если вы захотите написать письмо 75–летней Ирине Ивановне Фоминой, на конверте в разделе «куда» укажите просто: «Аэропорт г. Поставы». Именно такую прописку я обнаружил в ее паспорте. В 80–е годы сначала муж Валерий Фомин, а затем и она сама здесь были начальниками. С тех пор прошло более двадцати лет. На бывшем гражданском аэродроме в Озерках (так называется этот населенный пункт) уже давно поселился пограничный авиаотряд. По взлетно–посадочной полосе сейчас разгоняются не пассажирские Ан–2, а «старожилы» Ми–8 и новенькие миниатюрные французские вертолеты «Еврокоптеры». Но небольшой уютный домик бабушки Фоминой, который по совместительству был аэровокзалом, сносить никто не собирается.
Прошу провести экскурсию. Ирина Ивановна ищет в серванте ключи и отворяет дверь в небольшую почти пустую комнатушку.
— Вот наш «кабинет», — улыбается она. — Тут возле входа стояло несколько стульев. Это — зал ожидания. А в том углу было мое рабочее место. Позже его отгородили от пассажиров. Там находились оборудование для связи с пилотами, касса и сейф.
Ирина Ивановна берет палочку, выходит из дома и неспешным шагом направляется к взлетно–посадочной полосе. Ее длина — всего чуть более 500 метров. «Боинг» здесь, конечно, не посадишь, да и «тушку» тоже. Зато «кукурузникам» — раздолье.
— В середине 80–х аэропорт перестал быть гражданским, строительство здесь развернули военные, — вспоминает бабушка Фомина. — На место грунтовой «взлетки» положили бетонные плиты, вышку построили, забором огородили, шлагбаум поставили. Вертолеты гудели постоянно. А в начале 90–х встречала новых хозяев: сюда переехали пограничники.
Нарочь
Летим дальше. Мы — в курортном поселке Нарочь. Здесь на месте бывшей взлетно–посадочной полосы в середине восьмидесятых вырос пятиэтажный микрорайон. Название у него говорящее — Аэропорт.
О воздушном прошлом, впрочем, здесь напоминает не только это. На небольшом пятачке возле леса я заметил... вертолет. На дворе была середина сентября. Жаркий сезон только–только закончился, а на Нарочь по инерции еще ехали отдыхающие. На двери небольшой будки вывеска: «Обзорные полеты над озером Нарочь» — и номер мобильного телефона.
Чуть поодаль — через дорогу — кирпичное здание. Это бывший аэровокзал. Теперь по адресу Октябрьская, 12 сидят коммунальники — представители службы водопроводно–канализационного хозяйства. Расписание рейсов в небольшой комнатушке сменили стенды с тарифами на установку счетчиков. Однако, как мы ни стучались, двери никто не открыл. То ли обед, то ли выходной...
Молодечно
До Минска уже менее сотни километров. Подлетаем к Молодечно. Однако посадку нам, увы, не разрешают. Старенький гражданский аэродром уже давно поглотил город. Что ж, уходим на запасной — в пригородном агрогородке Хожово. Только и его давно перепрофилировали. Старожилы вспоминают: почти сразу после того, как военный истребитель при приземлении повредил взлетно–посадочную полосу.
Хотя... На поле замечаю «кукурузник» Ан–2. А он–то для чего?
— Используется для сельхозработ, поля опыляет, — отвечает мне председатель Хожовского сельисполкома Сергей Шупляк.
Чуть в стороне заметное оживление. На небольшом участке поля расположился целый воздушный парк! Только состоит он не из самолетов, а из планеров. Вечерело. Взрослые дядьки в засаленных куртках и шлемах бережно готовили к ночлегу свои легкие безмоторные летательные аппараты. А еще пару часов назад здесь было самое настоящее «шоу». В воздух на высоту 800 метров взмыли сразу несколько планеров. Сергей Шупляк вспоминает: как–то и его ребята посадили в кабину и начали крутить «бочку», «петлю Нестерова» и другие фигуры высшего пилотажа. Думали, не выдержит. Ан нет...
— Здесь обычно собирается около 20 человек, — рассказывает он. — Только к полетам допущено всего несколько планеров. Остальным нужно «пройти техосмотр» и получить допуск к полетам. Это не так–то и просто.
***
Мы уже в Минске. Конечная точка — аэропорт «Минск–1» почти в самом центре города. Пока он еще принимает несколько регулярных рейсов: из Москвы, Гомеля, Калининграда. Но скоро с авиационной карты страны исчезнет и он. Повторит судьбу многих своих предшественников. Там, где раньше взлетали и садились Аны, Яки, Илы и «тушки», будут жить и работать люди. Город наступает...
Компетентно
Валерий Болботунов, начальник отдела аэропортов, наземных средств и аэронавигации департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций:
— По концепции, существовавшей в гражданской авиации в 60 — 70–е годы, каждый областной город был связан едва ли не с каждым районным центром воздушным сообщением. Что представляли собой аэропорты? Грунтовое летное поле, небольшой аэровокзал, как правило, деревянный, минимум метеорологического оборудования и средств связи. Из–за крайне низкой рентабельности в 80–х аэродромы начали постепенно закрываться. Возобновлять воздушное движение из–за высокой стоимости топлива, развитой и качественной дорожной и железнодорожной сети нет никакой необходимости. Единственный регулярный внутренний рейс сейчас летает между Гомелем и Минском. Дальше — на Калининград. Он достаточно окупаем как раз за счет российского «плеча». Не нужно открывать транзитную шенгенскую визу. Пытались возобновить рейс Минск — Витебск на Ан–24, но популярностью он не пользовался.