Почему не хватает «преследуемых студентов»

Недавно один из польских руководителей стипендиальной программы им. К. Калиновского высказал опасение по поводу возможного обсуждения в СМИ итогов реализации первого этапа помощи белорусским студентам, которые «преследовались в своей стране по политическим убеждениям»

Недавно один из польских руководителей стипендиальной программы им. К. Калиновского высказал опасение по поводу возможного обсуждения в СМИ итогов реализации первого этапа помощи белорусским студентам, которые «преследовались в своей стране по политическим убеждениям».

И оснований для такой тревоги более чем достаточно. Студенты эти оказались явно не на высоте. Потому решено было в оппозиционных СМИ, как бы предваряя «государственные разоблачения», развернуть широкую контрпропагандистскую кампанию, рассказывая обо всех прелестях учебы за рубежом. С пространным рассказом о жизни «литовского вуза» ЕГУ, где в подготовке белорусских студентов участвуют «европейские и американские специалисты», выступил его первый проректор В. Дунаев. Практически одновременно в другой оппозиционной газете появилось не менее пространное сообщение «пресс-службы» этого вуза, где  рассказывалось об истории университета, занятого подготовкой «новой белорусской элиты, которая должна была бы со временем привести Беларусь на Запад». 

И хотя эта «служба» утверждает, что университет  «прежде всего образовательный, а не политический проект», и перечисляет своих «всемирно известных» якобы опекунов, факты говорят совершенно об обратном. ЕГУ, как бы пропагандисты ни расписывали его «уникальность», только одно из многих зарубежных учебных заведений, где в последние годы на «безвозмездной» основе, давая порой весьма специфические знания, обучают белорусскую молодежь. 

Все это началось еще в середине девяностых годов. Для активизации подрывной деятельности молодых представителей белорусской оппозиции, несогласных с курсом, которым идет Беларусь, западные спецслужбы предложили эту практику направления за рубеж для бесплатного обучения функционеров деструктивных сил, их детей и родственников. Но целью этого шага было и стремление омолодить внутреннюю оппозицию, придать ей динамизм. 

Начиная с 1998 года данная практика приобрела уже устойчивый характер. Так, по согласованию с посольствами США, ФРГ, Франции, Чехии была установлена так называемая квота по направлению для обучения за рубеж «по пять человек ежегодно по представлению руководителей основных оппозиционных партий». В период с 1998-го по 2004 год за границу на бесплатное обучение было направлено 40 детей и других родственников активистов белорусской оппозиции, в том числе БНФ, ОГП, ПКБ и других. 

Но, как говорил один из западных опекунов программы, «практика показывает, что от этих деток отдача практически нулевая. Срочно нужны новые, свежие силы». И тогда было решено резко увеличить масштабы зарубежного «обучения». В 2005 году впервые реализуется широкомасштабная акция по подготовке и отбору большой группы белорусской молодежи для обучения за рубежом. В октябре того же года в Вильнюсе начинает работать «университет в изгнании» ЕГУ, в который зачисляется более 550 человек. За счет финансовой поддержки Европейской комиссии и ряда американских и европейских доноров студентам, зачисленным на 1-й курс ЕГУ, предоставляются бесплатные места для проживания и назначаются стипендии. (В то время как литовские студенты вынуждены сами оплачивать свое обучение и ютиться где придется.) 

После провального участия оппозиции в президентских выборах в марте 2006 года по инициативе Запада бывший «единый» и его вторая половина приступают к реализации так называемой обучающей программы им. К. Калиновского. В прошлом году только в вузах Польши проходили обучение 233 «репрессированных» белорусских студента», в Украине — 70, Латвии и Нидерландах — 60,  Германии — 11, Литве и Румынии «посчастливилось» заполучить по 5 белорусов. 

Но, как вскоре стало ясно, учиться эта публика не очень стремится. Во-первых, понимает, что это «облегченное» и весьма специфическое образование вряд ли где на Западе пригодится и уж тем более вызовет много вопросов на родине. А во-вторых, слишком привлекательным и засасывающим оказался пресловутый «западный образ жизни». Все это создает неразрешимые проблемы для опекунов этих программ, которые не приносят заявленных ранее результатов, а только дискредитируют их организаторов. К тому же, как выясняется, катастрофически не хватает «новых бойцов». Как заявил недавно один из координаторов «программы Калиновского»: «в перспективе, чтобы обеспечить нужное количество людей для участия в этом проекте, придется набирать всех подряд, не обращая внимания на документальное подтверждение участия кандидатов в мероприятиях оппозиционных структур». Оно и понятно: ох как не хочется всем этим проректорам и прочим «специалистам» лишаться денег, которые Запад щедро отстегивает на обучение «преследуемых властями белорусских студентов». 

Только вот еще одна проблема: где взять таких студентов?! Ведь даже те студенты, кто попался на эту удочку, уже поняли, что их просто «использовали для пиара конкретной политической акции, а средства, выделяемые на их учебу, большей частью разворовываются». 

В начале июня руководство «коллегиума Восточной Европы» предложило ряд шагов для нейтрализации этой скандальной ситуации с обучением белорусских студентов и недопущении широкой дискуссии на данную тему в прессе. С белорусскими студентами Варшавского университета проведены беседы, и за молчание обещано «всякое содействие». Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. Как и чему учат белорусских студентов за рубежом, сегодня уже ни для кого не тайна… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter