Почему на 2,4 тысячи гарантийных тракторов 1600 поломок?

В конце 2010 года Минсельхозпрод и Минпром проводили совместную коллегию, на которой анализировали, как работает поступающая в хозяйства техника, что аграриев в ней не устраивает, насколько оперативно устраняются неисправности. Претензий друг к другу тогда было высказано немало. Как и положено в таких случаях, стороны разработали и утвердили мероприятия по повышению эффективности техники и прицепного оборудования, улучшению ее обслуживания и, конечно же, использования.

Во время весенних полевых работ в прошлом году ежедневно простаивало около 40 гарантийных энергонасыщенных тракторов. Учтены ли уроки предыдущей кампании?

В конце 2010 года Минсельхозпрод и Минпром проводили совместную коллегию, на которой анализировали, как работает поступающая в хозяйства техника, что аграриев в ней не устраивает, насколько оперативно устраняются неисправности. Претензий друг к другу тогда было высказано немало. Как и положено в таких случаях, стороны разработали и утвердили мероприятия по повышению эффективности техники и прицепного оборудования, улучшению ее обслуживания и, конечно же, использования.

В целом принятые меры оказались своевременными. Разработчики и производители техники смогли улучшить немало технических характеристик выпускаемых машин и оборудования. На 12 процентов, правда, без учета около 2,5 тысячи случаев, связанных с заменой шин и установкой камер, уменьшилось в прошлом году количество отказов энергонасыщенных тракторов «Беларус-3022». Для сокращения простоя техники при сложных отказах использовались подменные фонды — 18 тракторов «Беларус-3022», более 40 двигателей Минского моторного завода для «МАЗов», зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. За год создано 7 технических сервисных центров. В результате более 80 процентов всех отказов техники устранялось в течение одного дня.

Конечно, добиться стопроцентного использования техники в гарантийный период невозможно, но за счет повышения ее качества, обеспечения сервисного обслуживания и повышения профессионального мастерства механизаторов можно сократить ее простои, а значит, и увеличить отдачу. Поэтому аграрии хотели бы меньшего количества отказов техники, улучшения ее сервисного обслуживания и снижения энергозатрат. Отечественные машины не должны уступать зарубежным аналогам по надежности, производительности, комфорту работы механизаторов, обеспечивая снижение материальных, энергетических и финансовых затрат на производство продукции. В этом плане западные фирмы сделали существенный шаг вперед, в чем можно было убедиться на выставке «Белагро». Они осваивают те машины, которые обеспечивают снижение энергозатрат в полтора-два раза, укомплектованы устройствами GPS, другими достижениями научно-технического прогресса. Свои пожелания, предложения и замечания в середине февраля Минсельхозпрод высказал производителям сельхозтехники на очередной совместной коллегии.

Что аграриев больше всего волнует?

Как показал проведенный специалистами Минсельхозпрода мониторинг работы машин и оборудования, отдельные их виды имеют существенные недостатки. Более чем на 28 тысячах единиц гарантийной техники за минувший год зарегистрировано почти 20 тысяч отказов, или в среднем 0,7 отказа на машину. Большое их количество по-прежнему приходится на отечественные тракторы. Так, по данным главного аграрного ведомства страны, с 25 марта по 13 мая минувшего года в 2,4 тысячи гарантийных тракторов «Беларус-3022, -2822 и 2522» зарегистрировано более 1600 отказов, что составляет почти 80 процентов всех отказов в гарантийной технике, которая участвовала в посевной. Средняя продолжительность устранения неисправности составила 1,43 дня. Наиболее частые были поломки двигателей «Дойц», переднего ведущего моста, гидравлики, самопроизвольное разрушение стекол кабины и отказы в электрооборудовании. Эти проблемы, считают в Минсельхозпроде, давно известны и разработчикам, и производителям, но решаются они не так оперативно, как хотелось бы аграриям.

— Из 72 тракторов, которые в прошлом году находились на гарантийном обслуживании, у 56 произошли различные отказы, — рассказывает начальник инспекции Гостехнадзора Минского района Александр Кононович, показывая папки с перечисленными неисправностями. — Причем все по вине предприятия. Правда, с учетом того, что мы находимся рядом, просьбы выполнялись своевременно. Поэтому обращаться с претензиями на возмещение ущерба необходимости не было. Лишь только ОАО «Гастелловское» намеревалось потребовать около 10 миллионов компенсации потерь за ремонт одного из двигателей у Гомельского мотороремонтного завода. А он в свою очередь вину хотел возложить на сельхозпредприятие. И только после нашего вмешательства обе стороны нашли общий язык.

Правда, сельхозпредприятия неохотно идут на предъявление претензий. Слишком много волокиты, хотя их убытков от простоя техники значительно больше по сравнению с выставленными претензиями изготовителя. Будь хозяйства принципиальнее, о чем не раз говорилось на планерках у руководства главного аграрного ведомства страны, то, возможно, качество поставляемых им машин и отдельных моделей шин было бы выше. Из поставленных 50 гусеничных тракторов «Беларус-1502-01» Мозырского машиностроительного завода, как докладывал на совместной коллегии двух ведомств начальник главка механизации и технического прогресса Владимир Бурдыко, в 48 произошло более 180 отказов. Причем с увеличением наработки возросло и их количество. Потребители вынуждены были возвращать неисправную технику назад. Во время жатвы только в гарантийных зерноуборочных комбайнах ежедневно происходило в среднем около 70 отказов. В течение дня они были устранены примерно у 70 процентов. Таким образом уборка удлинялась в хозяйствах на полдня, день-два. А это, в свою очередь, дополнительные потери зерна. Лидерами в этом непрестижном соревновании оказались «Лида-1600» и КЗС-1218.

Ситуация с устранением неисправностей в негарантийной технике, особенно во время проведения массовых полевых работ, значительно отличается, причем не в лучшую сторону, от гарантийной. Мониторинг работы сельскохозяйственной техники показывает, что в общем количестве отказов гарантийные случаи составляют лишь 10—15 процентов и до 90 процентов — это поломка негарантийной техники. Но технические центры в первую очередь нацелены на выполнение обязательств перед заводами-изготовителями. Поэтому все их усилия направлены на восстановление гарантийной техники. И простои негарантийной многократно превышают простои гарантийной. В СПК «Корытное» Осиповичского района, например, негарантийный «Беларус-3022» минувшей весной простоял полтора месяца — вышел из строя насос гидросистемы. Около полумесяца во время жатвы не работал зерноуборочный комбайн «Лида-1300» в СПК «Дубно» Мостовского района. Аналогичные факты были в ОАО «Кленовичи» Крупского района и других сельхозпредприятиях.

Технический потенциал сельскохозяйственных организаций сегодня очень мощный. Только тракторов различных модификаций насчитывается более 47 тысяч, различного рода уборочных комбайнов — почти 20 тысяч, 8,4 тысячи комбинированных почвообрабатывающих и посевных агрегатов, 13,8 тысячи машин для внесения твердых минеральных и органических удобрений, немало другого оборудования. Исходя из их количества в хозяйствах и планируют проведение весенне-полевых работ, уход за посевами, уборку урожая. Полагая, что техника будет работать безотказно, а каждая машина, особенно новая, сполна оправдает надежды. Ведь успехи аграриев во многом определяют как человеческий фактор, так и безотказная в работе техника.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?