Почему мы переплачиваем за дешевую обувь?

Расследование
Расследование

Обратите внимание. Российских башмаков в универмагах и торговых палатках так много, что может показаться, будто у восточных соседей обувное производство процветает. Но это иллюзия. По данным российских экспертов, их обувщики ведут борьбу за выживание на собственном рынке. Причина — потоки «серого» импорта, в основном из Китая. Они так велики, что часть башмаков (это миллионы пар в год) благодаря открытой границе оседает и в Беларуси. Как утверждают знатоки, львиная доля обуви с этикеткой «сделано в России» изготовлена где–то в провинции Чжэцзян или Хэйлунцзян... Нет, китайские товары неплохие. Но почему же тогда импортеры обуви скрывают страну-производетеля и прячутся под российские имена? Тут что-то есть. И для нас, покупателей, плохое. Давайте разбираться...

И вот — самое интересное. Закупочная цена пары достойных китайских ботинок установилась в районе 22 долларов. Продажная цена в Беларуси — на уровне 55 — 60 долларов. Таможенной пошлиной «российская» обувь не облагается. Предприниматели (плательщики единого налога) также не платят пошлину. Из года в год «челноки», которые везут баулы с Черкизовского рынка, а также фирмы, закупающие китайский товар, оформленный как российский, снимают сверхприбыли. Чистый доход на каждой паре достигает 20 — 25 долларов. Такую норму прибыли белорусские производители ботинок и туфель видят разве что во сне... Итак, одни богатеют, другие, в том числе госбюджет, за чужое богатство платят из своего кошелька.

Мимо казны

Любопытно, каковы же объемы импорта, поступающего в Беларусь? Оказывается, ответов несколько. Например, по данным Государственного таможенного комитета, в январе — апреле этого года в страну ввезено 997 тысяч пар. А по данным Министерства статистики, импорт за январь — апрель составил... 2 миллиона 617 тысяч пар (из них 2 млн. 209 тыс. пар поступило из России). Такая колоссальная разбежка имеет объяснение. Минстат к таможенным данным прибавляет и оценочные объемы так называемого неорганизованного ввоза. «Серые» и «черные» ботинки могут благополучно миновать таможню (каждому «челноку» в сумку не заглянешь). Но «лишние» деньги, которые вращаются в торговле, сигнализируют: башмаков ввозится море.

Впрочем, сведения Минстата также далеки от реальности. Ведь, по данным маркетинговых исследований, один житель страны покупает в год 2 — 3 пары обуви. Получается, всего на внутреннем рынке продается 20 — 30 миллионов пар. А наши обувщики отгружают в торговую сеть лишь около 6 миллионов.

В концерне «Беллегпром» подтверждают, что официальная статистика фиксирует скромную часть зарубежного товара. В прошлом году начальник отдела внешнеэкономических связей Елена Андреева заявила: как минимум 16,5 миллиона пар (!) ежегодно ввозится нелегальным способом.

Справедливости ради стоит сказать, что приобретать ботинки в рыночных палатках (там гнездится основной объем «серой» обуви) никто никого не заставляет. И раз многие люди «обуваются» на рынках из года в год, значит, их устраивает и цена, и качество, и базарная сутолока, и неудобства примерки, и т.д. Но государство такое положение дел не радует. Главная причина — надо защищать своего производителя, который платит все налоги, создает рабочие места и держит на балансе социальные объекты...

Рынок без границ

Хотя сегодня никто не скрывает, что выдержать ценовую конкуренцию с Китаем даже при «белых» схемах поставок нашим обувщикам не под силу. Впрочем, так же, как польским, итальянским или немецким. «60–часовая рабочая неделя и зарплата 100 — 150 долларов плюс низкие или нулевые таможенные ставки на кожу, фурнитуру и оборудование делают китайских производителей недосягаемыми в ценовом плане, — заметил как–то директор ОАО «Луч» Николай Стриж. — К тому же в Китае работают узкие специалисты, тонко знающие свое дело. Поставьте перед ними новую модель — и они соберут идеальную копию буквально за несколько часов».

Немудрено, что обувь из Китая, по разным оценкам, занимает от 50 до 70 процентов мирового рынка. «Страны Евросоюза защищают собственные фабрики квотами и спецпошлинами. Это идет вразрез с логикой ВТО. Но разве легко наблюдать за тем, как под напором импорта банкротятся предприятия и растет безработица? — рассуждает Людмила Тяглова, заместитель начальника управления координации развития кожевенно–обувной отрасли концерна «Беллегпром». — Однако тарифные меры дают эффект, когда есть граница и таможенные посты. При общем таможенном пространстве с Россией поставить реальный заслон сложно».

Следовательно, не только страдают производители (от нечестной конкуренции), но и теряет — десятки, а то и сотни миллионов долларов — бюджет. Это вторая причина, по которой государство стремится взять импортные объемы под контроль.

Из пушки по воробьям?

...Недавно в обувном отделе ЦУМа я наткнулся на симпатичные ботинки из Финляндии. Мягкая кожа, отличная выделка и довольно высокая цена — что–то порядка 170 тысяч рублей. Рядом добротные «Марко» и «Белвест» — по 90 — 100 тысяч. Наглядный пример защиты своего производителя с помощью тарифов. Пошлина на импортную, не российскую обувь, которая ввозится в страну легально, составляет сейчас 30 процентов от стоимости плюс 2 евро. Если бы финские ботинки попали на прилавок магазина «по–черному», они бы стоили около 125 тысяч. Конечно, не факт, что именно столько. Возможно, поставщик «накрутил» бы цену на 5 — 10 тысяч. Но соль в том, что разницы в стоимости западного ботинка и отечественного почти нет.

И вот парадокс. Основные конкуренты белорусских производителей — псевдороссийские башмаки, которые ввозят организации, и азиатская обувь, которую доставляют из России «индивидуалы», — под тариф не попали. Львиная доля импорта течет мимо бюджета так же свободно, как текла и раньше, и занимает тот же ценовой сегмент, что и белорусская обувь. Хотя реально «оффшорные» российско–китайские ботинки могли бы продаваться в Беларуси по бросовым ценам. И поставщики остались бы в плюсе. И привыкшие к «базарам» покупатели получили бы экономию. Но зачем скромничать, когда три четверти рынка в твоих руках?

«Белые» импортеры (они ввезли в прошлом году всего 600 тысяч пар) считают, что действующая сейчас временная пошлина — это пальба из пушки по воробьям. Официальная же формулировка такова. Повышение тарифа «произведено в целях защиты интересов местных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны обувных предприятий третьих стран, которые поставляют продукцию под видом российской».

Но действительно непонятно, как соотносится пошлина на обувь из третьих стран с контрафактными ботинками? Ведь чтобы доказать, что туфли сделаны не в России, а, например, в Китае или Вьетнаме, нужна серьезная экспертиза товара и сопроводительных документов. Плюс мониторинг каналов, по которым продвигалась обувь. Есть ли на это время у таможенников? Ведь, кроме ботинок, сапог и туфель, в страну въезжает уйма других товаров. Или нужно создавать спецподразделение?

Золотая середина

В «Беллегпроме» мне рассказали, что пошлина «30 процентов плюс 2 евро» была введена по инициативе МИДа. Лейтмотив: улучшение торгового баланса по такой позиции, как обувь. Здесь есть над чем призадуматься... Получается, что основная цель нововведения — скорректировать статистику, «обувное» сальдо? Но как мы могли убедиться, статсводки сильно отстают от реальной картины рынка...

Любопытно, а что если уравнять белорусскую таможенную пошлину с российской — 10 процентов от стоимости пары? Может, пропадет смысл переклеивать ярлычки и заниматься скрытым реэкспортом? И «индивидуалам», и фирмам, которые предпочитают сегодня «серые» схемы, логичнее будет затариваться прямо на пекинском рынке Яобалу. Конечно, 10 процентов — это не 30. Но это и не 0. И лучше, если они будут поступать в белорусский бюджет...

«К сожалению, все непросто, — не соглашается Людмила Тяглова. — Когда–то наши пошлины совпадали с российскими. Но проблему нелегального ввоза решить не удалось. Не секрет, например, что через дальневосточный регион в Россию попадает много контрабандной азиатской обуви. А если товар минует российскую границу, то появляется возможность ввести его беспошлинно и в Беларусь».

— Неужели от «серого» импорта нет действенной защиты?

«Пожалуй, что так, — соглашается гендиректор ООО «Марко» Николай Мартынов. — Граница открыта, значит, и пути «серых» поставок найдутся. Наверное, с этим надо смириться. На мой взгляд, ни пошлины, ни контрольные марки ощутимых изменений не принесут. Может, это не всем по вкусу, но самый лучший способ борьбы с «серым» ввозом — ожидание. Пройдет время, и, я уверен, большинство сегодняшних «палаточников» захочет иметь фирму, брэнд, сеть магазинов. Они сами захотят стать юрлицами, захотят работать «по–белому». И вот тогда государству удобно будет вести с ними диалог. Можно будет договариваться насчет объемов ввоза, пошлин. Пока же все попытки контролировать предпринимателей, торгующих на рынках, встречают отпор и преподносятся как «охота на ведьм».

— А что делать белорусским обувщикам в сложившейся ситуации?

— Надо прочно занимать сегмент для среднего класса. Речь об обуви, которая дороже китайской, но существенно дешевле элитной итальянской. Нужно делать качественный, натуральный, добротный товар. И его будут покупать. И не только в стране, но и в России. Там сейчас сокращаются собственные мощности по производству обуви. Дело не только в нашествии китайской продукции, но и в дорожающем российском рубле, который стимулирует импорт. Нужно занять свою нишу на соседнем рынке. Я убежден, мы можем увеличить экспорт в Россию на 30 — 35 процентов. Говорю не только о своем предприятии, обо всей нашей отрасли. Перспективы у нас есть...

С этим хочется согласиться. Но вот вопрос: когда же перспективы станут реальностью?

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter