Почему мы любим символы

— Стой, кто идет?

— Ключи!

— Чьи ключи?

— Ключи королевы Елизаветы!

— Проходите, ключи королевы Елизаветы, все спокойно!

Церемония передачи ключей Тауэра в Лондоне очень короткая, но самая долго идущая в мире без перерыва: в одном и том же месте, в одно и то же время (21.53) начиная с XIII столетия. Говорят, только один раз в истории ее начало отложили на полчаса — 16 апреля 1941 года, когда в Тауэр попала немецкая бомба.

Церемония передачи ключей Тауэра в Лондоне.
ФОТО SOMETHINGDIFFERENT.LONDON.

Поприсутствовать (совершенно, между прочим, бесплатно) на церемонии можно, но озаботиться этим нужно месяца за 2 — 4 до поездки: писать письма и проситься. Я на церемонии была и ушла с чувством легкого недоумения: вот это она и есть? Да, это она и есть. Коротко, но с помпой, на которую англичане большие мастера: главный Йоменский Страж в традиционном одеянии эпохи Тюдоров подходит к воротам Тауэра, навстречу ему выходят бифитеры (вы их видели на бутылках джина Beefeater). Глава стражи и хранитель ключей запирают основные ворота, а перед воротами Кровавой башни (в ней содержались самые знаменитые заключенные Англии, а в 1483 году были убиты двенадцатилетний король Эдвард V и его младший брат Ричард) их окликает часовой и происходит тот самый диалог, который вы прочитали в начале этого «Письма». Стража проходит через арку, ключи относят в резиденцию управляющего Тауэром, где они останутся до утра. Фотографировать запрещено. Возможно, для вящей загадочности.

ФОТО CHSRENTALS.COM.

Ну что уж тут поделать: люди любят церемонии, а еще больше — церемониалы, а еще больше — символизм этих церемоний и церемониалов. В век стремительных изменений не всегда к лучшему нам нужны якори, что–то, привязывающее к земле, соединяющее с предками. Нам без них неуверенно.

На этой неделе в Праге выставляют Коронационные королевские регалии — Святовацлавскую корону, скипетр, державу и королевскую мантию. Обычно они хранятся в бронированном шкафу Коронной комнаты, вход в которую спрятан в часовне Святого Вацлава в соборе Святого Вита. И сейф, и комнату запирают на семь замков, ключи хранятся у «ключников»: президента, премьер–министра, архиепископа Пражского, председателей обеих палат парламента, представителя столичной церкви и мэра Праги. Сокровища свой дом покидают крайне редко и только по очень значимым поводам. В этот раз их на одну неделю выставили в честь 100–летия провозглашения Чехословакии (28 октября 1918 года) и 25–летия возникновения Чехии (1 января 1993 года).

Чешские Коронационные королевские регалии.

Все в этой выставке церемонно: семь «ключников» собрались в Пражском Граде, торжественно открыли национальную сокровищницу, драгоценности осмотрел ювелир Иржи Белда, потомственный хранитель регалий, унаследовавший эту должность от отца (уж если преемственность, так во всем), а потом их выставили во Вацлавском зале. Очереди громадные: чехи пользуются каждой возможностью (они ведь так редко бывают!) увидеть драгоценности своих королей (кстати, совершенно бесплатно). Тем более что для Святовацлавской короны Карла IV, самого знаменитого монарха в чешской истории, подготовлена специальная витрина, впервые дающая возможность разглядеть ее со всех сторон. А посмотреть там есть на что: 96 драгоценных камней — сапфиры (в том числе третий в мире по величине), изумруды, шпинели, жемчуга, рубин, рубеллит, аквамарин. Говорят, камни для своей короны Карл IV выбирал лично.

По преданию, если человек, не имеющий на то законного права, ее наденет, то непременно умрет. Есть неоспоримые доказательства. Рассказывают, что Рейнхард Гейдрих, обергруппенфюрер СС и заместитель имперского протектора Богемии и Моравии, рассмеявшись над историческим предупреждением, корону примерил: мол, он теперь в бывшем чешском королевстве хозяин, и только ему решать, что тут можно делать, а что нет. Тяжела оказалась корона чешских королей, и дело даже не в почти 2,5 кг веса: 4 июня 1942 года Гейдрих умер от ран, полученных в результате покушения чехословацких патриотов. Вот и не верь после этого преданиям...

Чехи часами стоят в очереди, чтобы увидеть королевские сокровища. Для них это важно: глядя на корону и другие регалии, они чувствуют связь времен. Для меня это красота и история Европы, для них — трепет и тепло родного дома.

В Венгрии королевская корона не только имеет второе название — «Святая корона Венгрии», но и упоминается в Конституции: «Мы чтим достижения исторической Конституции и Святую Корону, в которых воплощается перманентность конституционной государственности Венгрии и единство нации». Вот так. Корону венгры, как и чехи, тщательно охраняют, но за семью замками не прячут: с 2000 года, когда страна отпраздновала 1100–летие своей государственности, корона Святого Иштвана, венчавшая головы 55 венгерских монархов, выставлена в купольном зале парламента. Первые двадцать минут каждого часа возле нее стоит почетный караул в исторической униформе. Школьники, которых водят сюда на экскурсии, замирают от восторга. Я видела.

Глядя на этот трепет, я думаю: эх, если бы мы нашли Крест Святой Евфросинии Полоцкой, он был бы для нас таким же символом. Но утрачен оригинал того креста. А знаете что? Книги Франциска Скорины тоже вызывают трепет. Полистав их, я стала лучше понимать и чехов, и венгров, и даже британцев, подрезающих крылья раскормленным тауэрским воронам: они верят, что, пока в Тауэре есть вороны, монархия будет жить. Вера в символы — вот что в этом деле главное.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter