Почему молодые учителя не задерживаются в школах?

Результаты минувшей вступительной кампании лишний раз подтвердили, что престиж учительской профессии упал ниже всяких планок. На восемь из 24 специальностей главного педагогического вуза страны не было конкурса, взяли всех, преодолевших минимальный порог на ЦТ.

Результаты минувшей вступительной кампании лишний раз подтвердили, что престиж учительской профессии упал ниже всяких планок. На восемь из 24 специальностей главного педагогического вуза страны не было конкурса, взяли всех, преодолевших минимальный порог на ЦТ. Почему молодежь не выстраивается в очередь в педагогические вузы, а те немногие, которые получают диплом, спешат сменить место работы, как только заканчивается распределение? На эти и другие вопросы ответы искала корреспондент «Знаменки». 

 

Далеко не каждый молодой педагог способен работать на чистом энтузиазме

 

У нас нет дефицита педагогов?

То, что учительские профессии теряют престижность, подтверждает статистика. По данным Белстата, только за половину минувшего года число занятых в сфере образования в Беларуси сократилось на 15 000 человек: приняты на работу 24 590, уволены 39 145. Цифр по этому году еще нет, но, скорее всего, они не будут значительно отличаться. И это неудивительно, ведь зарплата учителя сейчас настолько низкая, что педагоги всерьез задумываются о том, чтобы пойти работать кассирами в магазин или уборщицами. Кстати, вместе с недавним повышением тарифных ставок отдельным категориям педагогов на 25 процентов последовало увеличение нагрузки на учителей до 20 часов в неделю. В результате средняя заработная плата выросла лишь на 3 процента. Да уж, прибавку хоть под микроскопом рассматривай.

Еще одной попыткой повышения зарплат стало внедрение Министерством образования отраслевой системы оплаты труда. Говоря простым языком, в зависимости от интенсивности, качества и достигнутых результатов одним педагогам будут платить больше, чем другим. Интересно получается: учителям обещают доплачивать за то, что раньше было их обязанностями. Новшество стартовало в пяти минских школах. Говорят, зарплата может вырасти до 20 процентов.

Что самое интересное в этой ситуации, по информации Министерства образования, у нас «не ощущается дефицита педагогических кадров».

По словам пресс-секретаря Министерства образования Юлии Ваниной, сейчас нельзя говорить об остром дефиците учителей. Конечно, в некоторых школах привлечены к работе пенсионеры и студенты, но в этом нет ничего предосудительного. После окончания срока распределения меняют работу только семь-восемь процентов молодых педагогов, речь идет о тех случая, когда учителя меняют одну школу на другую, но остаются работать в системе Министерства образования.

Такого же мнения придерживается и начальник отдела кадров Белорусского государственного педагогического университета имени М.  Танка Валерий Оловянников: «В течение двух лет мы следим за судьбой наших выпускников. У нас один-два человека на тысячу не доезжает до места распределения или не отрабатывает его. Я не вижу никакой проблемы».

В это же время интернет-сайты пестрят вакансиями. В некоторые из школ требуется по девять учителей, причем подходят даже студенты и кандидаты без опыта работы. «В нашей школе вот уже второй год нет учителя по информатике, а физик меняется каждый год», – сетует на родительском форуме одна мама.
«А наш математик собрался уходить в таксисты. Даже не знаю, как быть? Кто будет готовить нас к ЦТ?» - пишет другая.

 

Учителю нельзя навязывать планы

Зарплата, бесспорно, играет важную роль в учительском вопросе, но далеко не последнюю. Журналист Кристина Будчанина очень хорошо помнит свои учительские будни.

– Я отучилась на платном отделении Брестского государственного университета имени Пушкина. И хоть не обязана была работать по специальности, пошла в школу, – говорит Кристина. – Я с детства мечтала быть учительницей – важничала у доски с мелом в руках.

Когда мечта Кристины осуществилась, она поняла: то, о чем она грезила все это время, – тяжелая работа, полная нервов, стрессов и никому не нужных отчетов. Выпускница педвуза продержалась в школе три года. По ее словам, сегодня учителя просто по уши сидят в бумагах, в системе процветает бюрократия. Притом что еще в начале года на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ Президент сказал, что учителю нельзя навязывать, какой план писать и что ему там писать, и позволил вовсе ничего не писать, но давать такое образование, чтобы на тестировании были продемонстрированы нормальные знания. Между тем наши педагоги продолжают писать, заполнять, планировать…

– Один из моих коллег даже подсчитал, что для отчетов среднестатистическому учителю на одну четверть требуется одна пачка бумаги, стопка файлов и папок, – подводит итог Кристина, – все это, естественно, приобретается за свой счет.

 

Далеко не каждый молодой педагог способен работать на чистом энтузиазме

 

Педагоги держатся на энтузиазме

«Но даже не это в работе учителя самое сложное», – считает бывший учитель начальных классов, а ныне банковский работник витебчанка Алеся Шамсилова. По ее мнению, куда сложнее выполнять общественную работу: посещать семьи для обследования условий проживания детей, а также для проверки наличия пожарных извещателей, исправности печного оборудования, водить по субботам ребят в кино и на концерты, убирать территорию школы.

Алеся выдержала в школе всего два года, этого времени ей хватило, чтобы понять: труд педагога в нашей стране не ценится и не оплачивается должным образом. Она ушла работать в банк, теперь зарабатывает в несколько раз больше и, приходя вечером домой, отдыхает, а не заботится о том, как вбить в голову ученикам таблицу умножения и правила русского языка. По словам Алеси, совсем немногие из ее одногруппников остались работать по специальности – и держатся они на чистом энтузиазме.

Кстати, в Министерстве образования высказали мнение, что уже через несколько лет, когда педуниверситет выпустит сразу два потока (тех, кто учился пять лет и четыре года), молодых педагогов будет даже больше, чем вакансий.

А вот в соседней России нет проблем с педагогическими кадрами, да и в вузах большие конкурсы. В стране-соседке специалисты, которые отработали в системе образования десять лет, платят лишь половину коммунальных платежей, остальное погашает мэрия. Видится, что решение проблемы с педагогическими кадрами лежит не только в плоскости зарплат, возможно, сработало бы повышение стипендии студентам педагогических вузов, а также предоставление молодым специалистам льготы на получение жилья. Необходимо повернуться к учительству лицом, ведь если так пойдет дальше, учить детей будут выпускники педвузов, набравшие минимальные баллы на ЦТ, и которые никуда больше поступить не смогли.

 


Глас народа

Павел Б., Минск: «У меня в школе сменилось за год четыре историка. Как думаете, о какой подготовке к экзамену могла идти речь? Кстати, мы даже не успевали запомнить, как учителя зовут».

Мария Ш., Минск:
«Я училась в одной из лучших минских школ, и у меня сменилось четыре преподавателя биологии. Почти каждый год к нам приходил новый».

Алина К., Гродно:
«У меня в школе математику, физику и иностранный вел один учитель. А что, очень удобно: пришел с портфелем учебников, провел все уроки».

Лидия В., Витебск: «А у меня английский с первого класса вела учительница французского. В итоге за 11 лет изучения иностранного я лишь знала, как произносятся звуки и что значат слова «фрэнд», «мазэр» и «манки». Стыдно, никому не рассказываю, что столько лет потратила зря».

Елена К., Минск: «В прошлом году, когда мой ребенок учился в шестом классе, физик появлялся на уроках за весь учебный год раз семь от силы. Угадайте, дети усвоили программу? В этом году перешли в другую школу. Там, слава Богу, все в порядке».


Ольга ДУБРОВСКАЯ, Светлана МИХОВИЧ, «ЗН», фото БелТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter