Почему молодые специалисты зачастую не готовы к самостоятельной жизни?

Сестра моей подруги окончила Гродненский государственный аграрный университет и с полученным долгожданным дипломом агронома по защите растений отправилась по распределению. В СПК Светлану приняли радушно. Предоставили комнату в общежитии и сказали: “Вот, пожалуйста, работайте”. И Света работала. Каждый день в сезон уборки и посевной вставала в шесть утра, а возвращалась домой около девяти вечера. Работа под палящим солнцем летом, в мороз зимой дала Свете понять, что это не то, о чем она мечтала. И молодой специалист, слезно рассказав о своей несчастной судьбе родителям, стала просить их выплатить стоимость обучения в вузе, чтобы начать искать другую работу, почище да посолиднее.

Родители, “размякнув” от Светиных слез, конечно же, деньги на штраф за неоправданный перед государством диплом нашли. Хотя средства были немалые — двадцать миллионов рублей. Теперь, рассказывает подруга, Света работает оператором в одной из мобильных кампаний. Но собирается вскоре и оттуда уходить, жалуется, что очень устает, да и зарплаты на все ее запросы не хватает. Только за аренду комнаты в столице приходится отдавать больше половины дохода. А работай она в СПК — со временем могла бы жить в благоустроенном домике агрогородка с развитой инфраструктурой. Но и это не задержало девчонку на ее первом рабочем месте.

Скажете, это единичный случай? Статистика констатирует, что далеко не все новоиспеченные кадры после более близкого знакомства с профессией готовы и дальше работать по специальности. По данным пресс-службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, в прошлом году после двух лет обязательной работы по распределению в сельскохозяйственных организациях продолжили работу только пятьдесят процентов специалистов с высшим образованием. И это на пятнадцать процентов больше, чем было, к примеру, в 2008 году, когда за первым рабочим местом закрепилось лишь 35 процентов специалистов. Положительная тенденция не случайна. Министерство, в ведении которого находятся четыре вуза сельскохозяйственного профиля, развернуло целую кампанию по привлечению кадров на село: прибывшим на работу молодым специалистам первые два года выплачивают пособие в размере одной тарифной ставки первого разряда, три последующих — в трехкратном размере тарифной ставки первого разряда, установленной для работников бюджетных организаций. Сумма доплат с 1 сентября этого года составляет 675 тысяч рублей. Денежные выплаты — это лишь один пункт из длинного списка мер по поддержке прибывшего на первое рабочее место специалиста любой отрасли.

В одном из районов Гомельской области свежие кадры задабривают благоустроенным жильем не только для самого специалиста и его семьи, если уже успел ею обзавестись, но и даже домик для тещи дают в придачу. Первый проректор Белорусского государственного медицинского университета Сергей Жаворонок с горькой иронией отмечает, что, несмотря на такие блага, “по-прежнему многие выпускники хотели бы работать в любом городе Беларуси, где есть метро”. Не задерживает в глубинке даже достойная зарплата, к слову, большая, чем у врачей специализированных клиник.

Почему работа в провинции отпугивает молодых специалистов? Среди причин не только вопрос престижа. Сами молодые специалисты отмечают, что им на  первом рабочем месте не хватает доброжелательности коллег, которые могли бы помочь войти в курс дела. О том, что “центр тяжести” высшего образования нужно переносить на производство, шла речь на встрече Александра Лукашенко с министром образования Сергеем Маскевичем в конце июля. Эксперимент с четырехступенчатым обучением в заведениях, готовящих специалистов для сельского хозяйства, начнется уже в нынешнем учебном году. Об этом напоминал Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович на фестивале тружеников села “Дажынкі-2012”. Если новая схема сработает, начать постигать суть будущей профессии можно будет намного раньше пресловутого распределения. Поля, фермы, заводы и фабрики с распростертыми объятиями примут еще не оперившихся студентов, чтобы на протяжении двух лет знакомить будущих агрономов, зоотехников, инженеров, ветврачей с реалиями профессии. Такие практико-ориентированные специалисты будут более закалены, готовы к работе на предприятии.

О профессиональной ориентации и будущей самостоятельной жизни своих детей стоило бы подумать и родителям. Кто поспорит с тем, что инфантилизм и неготовность решать житейские проблемы — результат чрезмерной опеки со стороны папы с мамой? Чтобы не вырастить будущего иждивенца, который в один прекрасный момент придет и попросит деньги на штраф за неотработанный по распределению срок, достаточно было еще в детстве почитать своему чаду белорусскую народную сказку “Легкий хлеб”, мораль которой — кто не хочет работать, тот ни с чем и останется.

Почему сестра моей подруги в свои семнадцать после школы не знала о том, что собой представляет профессия агронома? По ошибке заняв в вузе чье-то место, а потом без угрызений совести, в рассрочку и без процентов заплатив за неотработанные два года, она лишила возможности стать специалистом того, кто при поступлении набрал на полбалла меньше, но, возможно, мечтал работе на земле посвятить жизнь.

mara-84@tut.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter