Почему фуры долго стоят в очереди на границе?

Корреспондент “НГ” отправилась на белорусско-литовскую границу и узнала ответ на этот вопрос...

Корреспондент “НГ” отправилась на белорусско-литовскую границу и узнала ответ на этот вопрос...

Тайник за сиденьями

В  республиканский пункт таможенного оформления “Котловка” мы прибыли почти в девять утра. Побывали с таможенниками на планерке, прослушали краткий инструктаж и быстрее побежали в бокс досмотра, где стояла задержанная машина. Она была отправлена на более детальный осмотр: сработал так называемый профиль риска, который широко используется таможенниками. Оказалось, водитель хотел вывезти из Беларуси большую партию сигарет. Сделал тайник за задними сиденьями, куда и спрятал товар. Автомобиль сам недорогой, потрепанный. Говорят, контрабандисты специально выбирают такие, чтобы за 2—3 рейса “отбить” их стоимость.

— Чаще всего из Беларуси вывозят топливо и сигареты, — рассказал начальник отдела таможенного оформления и контроля Сергей Соболев. — На литре бензина можно заработать около 70 центов, на пачке сигарет — до доллара. И если для последних в машине делают множество тайников, то для вывоза топлива меняют сам автомобиль, чтобы уже на следующий день ехать с полным баком, а не ждать неделю, как указано в соответствующем постановлении Совета Министров.

Получить сведения о водителе или транспортном средстве не составляет никакого труда. Инспектор прямо с рабочего места на границе посылает запрос в Минскую центральную таможню, где электронная система в течение нескольких минут выдаст информацию о перемещении водителя или транспортного средства за последние несколько лет.

Полный контроль

В  зале таможенного оформления грузовых автомобилей висит экран, на котором отражается электронная очередь. Каждый водитель знает, к какому окну ему подойти. Сейчас работает система предварительного информирования. Если все документы готовы, проверка займет максимум 10 минут.

Ускорить или проскочить всю процедуру, “задобрив” таможенника, не получится: над каждым рабочим местом висит камера. Записи сохраняются в течение месяца и, бывает, очень здорово проясняют ситуацию.

На выезде из Беларуси уже с утра длинная очередь фур. Впрочем, некоторые перевозчики осознанно идут на эти неудобства. Грузовые автомобили, направляющиеся в Польшу, едут туда не напрямую. Они заправляются до отказа и въезжают через Литву, так как там нет ограничений по ввозу топлива. Заказчики согласны подождать 2—3 дня, но при этом сэкономить тысячу долларов.

Проектная пропускная способность РПТО “Котловка” в день — 1000 транспортных средств: 635 легковых, 350 грузовых автомобилей и 15 автобусов. В реальности границу пересекает порядка 1300 легковых и 750 грузовых автомобилей ежедневно. Выходит, что сегодня пропускная способность перекрыта в два раза.

Кстати, если пропадет свет, работа на таможне не остановится. В “Котловке” есть свой автономный дизель-генератор, который сможет питать пост и деревню рядом целые сутки. На случай сбоя компьютерных программ лежат бумажные журналы.

В фуре с рыбой оказались ноутбуки

Из всего потока автомобилей на особый досмотр идут только 10 процентов. Как их выбирают? На это влияют внешние признаки (различные переделки, покраски), запросы заинтересованных организаций. Существует также отдел анализа и управления рисками, который на основе аналитических сведений рекомендует определенные машины к досмотру.

Провезти груз нелегально почти невозможно. И не потому, что таможенники и пограничники интуитивно чувствуют подвох, хотя есть и такие. В “Котловке” круглый год работает инспекционно-досмотровый комплекс Rapiscan. Эта огромная машина весом 30 тонн с воротами для сканирования — настоящая гордость таможенного поста. Стоимость этого мобильного комплекса — 1 миллион 200 евро. Окупается за год использования. Экономия времени очевидна: чтобы доставать груз вручную и осматривать, нужно несколько часов, а благодаря сканеру детальный досмотр проходит за 10 минут. С помощью этого оборудования находили контрабандное вино, большую партию одежды.

— Однажды по документам была заявлена металлическая заборная сетка, а на поверку оказалась целая фура сигарет, — рассказал “НГ” сотрудник таможни. — А вместо свежемороженой рыбы обнаружили дорогие ноутбуки. В год сканируется 6—7 тысяч автомобилей.

Комплекс не проверяет фуры с животными, растениями, вакцинами и рентгеновскими снимками. Остальному грузу вреда не наносится. Хотя, как показывает европейская практика, с помощью этой машины находили даже спрятавшихся нелегалов-эмигрантов, которые оставались целыми и невредимыми.

На экране можно разглядеть мельчайшие детали грузов: вот, к примеру, банка с тушенкой... Говорят, опытный сотрудник на изображении может отличить яблоко от апельсина.

К слову, в “Котловке” мы так и не увидели служебных собак. Оказалось, ищейки с хозяевами живут в Ошмянах. Раньше, правда, собирались построить на таможне помещение для собак, с 4—5 отапливаемыми будками, кухней. Но животные не смогли бы постоянно находиться на одном месте. Так что приезжают по необходимости.

Работа здесь напряженная и ответственная. Ведь от нее зависит пополнение республиканского бюджета, защита экономических интересов государства от криминальных проявлений во внешнеэкономической деятельности, содействие легальной торговле... На таможенном пункте работают не только таможенники. Им помогают пограничники, ветеринарный, санитарно-карантинный и санитарно-эпидемиологический отделы. Взаимодействие всех этих служб и обеспечивает безопасность на границе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter