Почему французы ценят <деликатесы> художника Губарева

Сказано не мной и не сейчас: искусство - это ложь, которая помогает понять истину.
Сказано не мной и не сейчас: искусство - это ложь, которая помогает понять истину. Давно уже утратили парадоксальный оттенок известные определения, гласящие, что Тернер открыл лондонские туманы, Левитан - тихую печаль среднерусского пейзажа, Сарьян - библейское величие горных пейзажей Армении. В фокусе живописи стало совершенно очевидно то, что люди не замечали бессчетное число лет.

Белорусский художник Валентин ГУБАРЕВ тоже из открывателей, из тех, кто заставляет нас на мир смотреть их глазами. Бесхитростно и трогательно изображая своих персонажей, он в обычной обыденности открывает нам нас самих: негероических, немолодецких, без высей, хотя и без бездн... В общем, раздевает донага. Но - изящно. Эдакий белорусский Жан Эффель. Но всемирно известный француз был все-таки чистым карикатуристом. Губарев - полнокровный живописец, колорист, хотя и балансирует между сходством и несходством, юмором и сатирой, иронией и сентиментальностью. Прием известный. Это как в театре кукол: видишь, что все ненастоящее, гротескное и смешное, но уходишь из зала, чуточку взгрустнув. В каждой шутке - есть доля... шутки. То-то и оно...

Когда примерно 10 лет назад Губарев стал активно выставляться в галереях и выставочных залах Минска, его по горячности записали сначала в борцы с советским режимом, чуть ли не в живописцы-публицисты. Причем тут режим, думаю я сейчас! Мы такие были, есть и будем всегда: европейские слова и - азиатские поступки. Это наша, если хотите, национальная изюминка. Впрочем, кому из нас в конце 80-х не казалось, не грезилось, что во всем виновата партийная идеология? Вот упраздним ее... Оказалось, ан нет. Ментальность - это такой комок в горле, который легко не проглотишь.

Вы сядьте на электричку любого направления - сплошь губаревские типажи. Или посмотрите на наши дачные участки... На наши застолья, свадьбы, проводы - вот где мы действительно настоящие. А вы говорите, что художник - бунтовщик ума... С саблей против пошлости? Нет, она этого недостойна. Тем более, что бунт - это минуты роковые, это пафос и героика. А Губарев - противник высокопарности. Он - интеллигентный человек и потому - сострадатель. Он политикой не занимается, поэтому не обличает, а, скорее, подтрунивает. И над самим собой тоже. Потому что юмор - это всегда немножко защита от судьбы.

Елена МОЛОЧКО,

ведущая рубрики Автограф, СБ.

- Из нашей страны только три художника имеют настоящие контракты с западными галереями: Задорин, Заслонов и вы, Валентин Губарев. Как вам удалось прорваться на европейский рынок? Ведь в Минске вы известны довольно узкому кругу интеллигенции и профессионалов. И звания у вас нет, и на выставках ваши картины не часто увидишь...

- До перестройки их и вовсе не брали. Ведь выставки назывались 30 лет Победы, 60 лет Октября. Куда мне было выставляться с моими героями? Ни в какие ворота... Искусствоведам нравились, но выставкомы, органы, ответственные перед властью, обычно ставили картинам непререкаемый диагноз неуместная ирония. А иронии-то не было, было - сочувствие. Однако зачем сочувствие простому советскому сверхчеловеку? Это еще хуже, чем ирония. Наконец, прорвался в конце 80-х. Совершенно реалистический портрет - сантехник с птицефабрики, ушастик такой, люмпен и поддавала. Я с ним за грибами в Олехновичах ходил. Картину выставили, а потом вышла критическая статья. Всем - по слову, а мне - целый абзац критики. Здорово ругали! Заметили! Такой типаж настоящий, что прямо нетипичный, возмущался автор статьи. Вот беда, мы - серьезные люди. И до сих пор грезим тематикой. Остаточные тенденции прошлого. А на Западе другой подход: там грезят эксклюзивностью. Вот ведь у них вроде есть все, заранее все продумано и упаковано, только руку протяни. И потому там отчаянная тоска по естеству. В нашей жизни они ни черта не понимают. Мои картины для них вроде диковинки. Но, видимо, инстинктивно чуют: человек пишет чувством, а не рассудком. Задают порой такие нелепые вопросы: Почему у мужчины расческа в нагрудном кармане лежит?, А у этого почему брюки такие короткие? Удивляются, но покупают, потому что у моих героев есть то, что у них давным-давно исчезло из жизни: нотки простодушия, наивности, нечопорности, невысокопарности. Я - противник пафоса. Если он лезет, я его развенчиваю и приземляю как могу. Я, когда пишу, не думаю о деньгах, о том, как продамся - не продамся, кто осудит - не осудит: в общем, когда я в творческом состоянии, то близок к тому, что Чехов называл выдавливать из себя раба. Поэтому и говорят, что настоящее искусство очищает. Думаю, на зрителей мои картины действуют, ну, как своего рода лекарство, что ли. Они смотрят: комичные ситуации, немного нелепые персонажи и говорят про себя: Черт возьми, как глупо, но я ведь не такой! Я же лучше! Или: Слава Богу, у меня-то все впереди... Или вовсе: Пора начинать жизнь заново!

- Изотерапия, значит... Но все-таки, как вас обнаружили французы? Извините за дотошность, просто любопытно, как распространяется информация по белу свету, и потом Франция - не Верхняя Вольта, продаваться во Франции, в настоящей галерее - значит, действительно схватить удачу за хвост. Или я ошибаюсь, и вы страдаете, что на берегах Отчизны милой вас до сих пор не наградили медалью?

- Кто ж откажется от славы в Отечестве? Но дома с таким искусством мне ничего не светит. Сейчас нет даже мастерской от Союза художников, едрическая сила! А то, может, коллеги чаще заходили бы пообщаться, сто грамм выпивали бы... А французы, не поверите, однажды просто позвонили мне домой по телефону, по простому телефонному аппарату, и спросили: Художник Губарев еще жив? Они в Москве, в букинистической лавке нашли мой старый каталог, где на обороте был домашний телефон. Мода на русских в начале 90-х была в самом разгаре, и они приехали в Минск и предложили: привезите выставку!

- С тех пор вы почти 10 лет на французском рынке. Это невероятно!

- Предложения есть также из Америки и Японии. Но я не могу поставить свое искусство на поток, форсировать работу за счет качества.

- И даже деньги не могут вас заставить работать быстрее?

- Есть художники, а есть творцы. Художник - это профессия, где себя действительно можно заставить подтянуться и подогнать что-то к срокам или вкусу заказчика. А творцы, ну что творцы... Они в каком-то смысле страдальцы, потому что как никто зависимы от своего внутреннего я. К тому же чувствовать по заданию больше, чем тебе отпустила природа, невозможно. Тем более, что Западу не нужны наши художники. Там и своих - стаи. Западу нужны наши индивидуальности. Вот мое творчество пришлось по вкусу. Почему? Оно - харизматическое, аж разит. Вы согласны? А на конвейер харизму не поставишь, это тоже ясно без слов.

- До харизматического художника вы прошли довольно долгий путь в безвестности и, наверное, безденежье. Не сломались. Кто поддерживал?

- Хм, кто-то изнутри. Родственники гордились, но дома повесить мои картины не рисковали. Они их шокировали. И друзья вздыхали: Ты такой смелый, Валентин. Ведь ясно, что никому это на фиг не нужно. А ты все равно пишешь... Я писал, ждал и дождался. Вот все говорят: талантливых - мало. А почему? А не выдерживают ожидания, уходят в ремесло. Как-то у нас в союзе было собрание. Острый вопрос - оплата мастерской. Кто-то из художников начал жаловаться: нечем! Три года уж, как живу на зарплату жены, нет заказов от государства. Раз у тебя не покупают, посмотри в корень: что рисуешь? Рабочих, укладывающих асфальт? Так, может, пиши что-нибудь другое? Или займись огородничеством. Тебя никто не обязан содержать, хотя государство и ответственно за судьбу своих граждан-художников. Рынок - это, как ни крути, довольно объективная проверка творчества. Дело, может, не только в заказчиках, а и в тебе самом? В Париже есть, может, 5 - 6 человек, которые живут за счет продажи своих картин. Остальные служат, ходят на работу, чтобы добыть кусок хлеба. У нас - страна чудес. Бедные, но гордые. Не работают! И обижаются на государство...

- А вы не могли бы дать несколько практических советов, как покорить Запад?

- Во-первых, нас там не ждут. В Париже художников столько, что ты на них буквально наступаешь. Во-вторых, если вам исполнилось 40, то вами вообще никто заниматься не станет. Но если вы самозабвенно искренни в своем творчестве и нашли свой индивидуальный почерк, вас заметят. Конечно, будет сложно. Галеристы - люди прагматичные. А все настоящие клиенты - только у них. С улицы, из салонов приличные люди ничего не покупают, доверяют на Западе только галереям. А у них - своя политика. Они не хотят работать с большим количеством художников. Есть 6 - 7, на которых есть постоянный спрос, и хватит. Потому что художников надо раскручивать, рекламировать. Чтобы клиент достаточно регулярно видел их работы в журналах, на ТВ. Реклама - это большие деньги. Поэтому новые имена берутся редко и очень осторожно. Галерея страшно волнуется за свою репутацию. Однажды во Франции мои галеристы показали мне визитную карточку: знаешь такого-то? Конечно, это наш почти классик, отвечаю... Будете его выставлять? - Ни в коем случае! Оказывается, он позволил себе опрометчивый поступок - выставился в новом медицинском центре. Конечно, по нашим понятиям, это - тоже шанс. Дорогая больница - богатая публика. Плюс архитектура, прекрасные стены в холлах, отличный свет. Но у галеристов свои резоны. Богатые клиенты придут к ним и что увидят? А-а, это тот художник из больницы, где я недавно лечил свой геморрой? В больнице и галерее одни и те же картины?! Никогда! Иначе - смерть репутации галереи. А репутация на Западе - это больше, чем деньги, это - судьба. Когда открывалась в Les Tournesols (по-французски - это подсолнухи) моя первая выставка, бледная ходила мадам. Вижу, аристократическая женщина, а не может справиться с собой, так волнуется: вдруг Губарев клиентам не понравится? Они возмутятся: Что вы нам подсунули? Вдруг подумают, что их хотят одурачить?! Риск!

- Но картины понравились, вас ждал успех...

- Да, теперь у меня есть даже постоянные почитатели.

- А на родине вы что-нибудь продаете?

- Недавно из галереи Мастацтва купил картину артист Олейников. Да, тот самый из телевизионного Городка. Олейников и Стоянов приезжали в Минск на гастроли, помните? Но в Минске картин продается немного, я их здесь просто почти не выставляю теперь - контракт с Францией! Но французы - вполне отдаю себе в этом отчет - не могут ощутить весь аромат от сюжета, все тонкости нашей ментальности и русского языка. Например, у меня есть картина под названием Факт прелюбодеяния в окрестностях Сморгони. Механически переведешь на французский и что? Теряется искорка плутовства, а именно в ней-то все и дело. Или картина Жар-птица, тушеная с грибами. Я боюсь, что они не улавливают второй смысл, который дает картине название... Не улавливают игру слов. А я ведь именно играю с реальностью, а не обличаю ее.

- Чтобы находиться в состоянии игры, как вы называете свой творческий процесс, надо обладать огромной энергией. Откуда вы ее черпаете? Ведь жизнь ведете почти затворническую, не общественную, днями напролет у мольберта.

- Да, я одиночка, но одиночка кипучая. Пишу - радуюсь: энергия бурлит изнутри. Мне б еще 9 жизней... Изучал бы Восток, стал бы писателем, пересмотрел бы всего Феллини, днями напролет играл бы в футбол, слушал классическую музыку и Гребенщикова... Конечно, ходил бы в лес за грибами. А-а, еще вечерами смотрел бы телевизор и думал: как медленно тянется время! Скорее бы утро, чтобы снова - к холсту! Потому что, если честно, то и 9, и 10 жизней я провел бы с красками. Мечты о других занятиях - это просто мечты. Вроде приправы к основному блюду. Если его нет, все остальное теряет свое значение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter