Почему белорусы идут в горы?

Завершился официальный визит Михаила Мясниковича в Азербайджан

Завершившийся официальный визит премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича в Азербайджанскую Республику определенно стал новой вехой в налаживании дружественных и доверительных отношений двух стран, которые поистине строятся на здоровом прагматизме и стремлении помогать друг другу в сложной ситуации. Мнениями о значении данного события для расширения взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества поделились с корреспондентом «Р» представители сторон и участники переговорного процесса. 

Ханлар Фатиев, председатель наблюдательного совета ПО «Гянджинский автомобильный завод», депутат парламента Азербайджана:

— Мы сегодня представляем здесь два крупных автомобильных завода — минские тракторный и автомобильный, также подписан меморандум о сотрудничестве с Минским заводом колесных тягачей. На сегодняшний день более двух тысяч тракторов «Беларус» мы собрали на Гянджинском автомобильном заводе, и это за два с половиной года. Мы наращиваем объемы ежегодно около 40 процентов, поэтому обратили свои взоры и на рынки соседних стран. В частности, в данное время шесть тракторов МТЗ проходят адаптацию на полях Турецкой Республики. До конца этого года мы планируем получить сертификаты, чтобы продавать там совместно собранную технику. Однако главная наша задача — обеспечить современной сельхозтехникой азербайджанских фермеров, в частности, их ежегодная потребность в тракторах — более тысячи единиц.

Шахла Абдинова, заместитель генерального директора ПО «Гянджинский автомобильный завод»:

— У нас нет проблем в кооперации с белорусскими коллегами: за четыре года механизм сотрудничества налажен как часы — нет сбоев с поставкой запчастей и комплектующих. В восьми регионах Азербайджана организована сервисная сеть белорусских тракторов, она будет увеличена почти наполовину. Здесь созданы мобильные ремонтные бригады для оказания помощи в поле, работает централизованная диспетчерская. Что касается производственного участка по сборке коммунальных машин совместно с немецкой компанией, то ей на нашем рынке нет альтернативы. Наш Президент приезжал на завод и поддержал новое производство.

Иван Щербо, министр транспорта и коммуникаций Беларуси:

— Кроме капитально-восстановительного ремонта вагонов в Гомеле, мы обсуждаем вопрос автомобильного транзита грузов в Иран и Индию. Нас также интересует строительство железных дорог в Азербайджане, будем участвовать в международном тендере, так как у нас на высоком уровне телемеханика и электроника в организации работы железнодорожного транспорта. Что касается логистики: мы уже давно работаем над тем, чтобы азербайджанский капитал пришел в нашу страну и участвовал в развитии транспортно-логистических центров.

Подписаны меморандумы о трехстороннем сотрудничестве на базе Гянджинского автомобильного завода, о создании сборочного производства продукции Минского завода колесных тягачей на территории Азербайджана, а также контракты на сборку 300 автомобилей МАЗ и поставку запасных частей к тракторам «Беларус». Благодаря подписанным с белорусской стороной меморандумам количество работников Гянджинского автомобильного завода достигнет тысячи человек, что значительно увеличивает количество новых рабочих мест.

Анатолий Ничкасов, министр архитектуры и строительства Беларуси:

— Мы подписали меморандум между министерством архитектуры и строительства Беларуси и комитетом по градостроительству Азербайджана. Сотрудничество предусматривает обмен нормативно-правовыми и техническими актами. Наша республика серьезно продвинулась в создании новой системы в нормативном строительстве и проектировании сооружений, в градостроительной сфере. Наши совместные проекты — это предложения по планировке исторического центра в зоне Бакинской бухты, а также разработка ее генерального плана. 

Натиг Алиев, министр промышленности и энергетики Азербайджанской Республики:

— Сотрудничество в области энергетики — самая актуальная тема в наших отношениях. Первые партии сырой нефти в порядке пилотных проектов уже поступали на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Опробована сложная транспортная инфраструктура, которая связывает Азербайджан и Беларусь. Мы работаем над азиатским нефтетранспортным коридором, куда вовлечены несколько государств. Основа этого коридора — нефтепровод Одесса—Броды, проходящий через Украину до польского Гданьска. Литва также является ассоциативным членом предприятия «Сармати», в этот процесс вовлечена Грузия, и наша цель — доставка сырой нефти на рынок Европы транзитом через Украину. Основная задача развития данного маршрута — связать Балтийское море с Каспием. Никто, конечно, не хочет заниматься благотворительностью — все должно быть основано на взаимных интересах. Сегодня они совпадают. Азербайджан и Беларусь создали основу транспортного коридора, теперь все зависит от того, сколь эффективными окажутся поставки в вашу страну сырой нефти. Мы рассматриваем и другие пути, такие как создание совместных структур, где каждая сторона ищет свою выгоду. Когда интересы объединяются и прибыль от операций делится в соответствии с договоренностями, тогда обе стороны заинтересованы в увеличении объемов и эффективности поставок, продаж, дистрибьюторства и т.д. Почему я об этом так подробно говорю? Потому что в Украине мы создаем большую сеть автозаправочных станций, поставляем туда нефть и перерабатываем ее на двух нефтеперерабатывающих заводах, а затем продаем в розничной торговле. Мое мнение: по этому пути нам надо идти и в отношениях с Республикой Беларусь. Прежде всего надо наладить надежную, бесперебойную транспортировку нефти, обеспечить ее эффективную переработку и дистрибьюторство. Если мы будем двигаться в этом направлении, то связи в энергетическом секторе значительно укрепятся. Что касается объемов, то от 3 до 5 млн. тонн нефти можно ежегодно поставлять в вашу страну. Сегодняшняя инфраструктура позволяет это делать, отношения Азербайджан, Украина, Беларусь сохраняют прекрасные, и никаких преград мы не видим.

Минск — Гянджа — Баку — Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter