Почем земное тепло?

Профессор Васильев придумал тепловой насос для отопления домов за счет тепла грунта или водоемов

Почему прекрасные научные разработки в наших условиях приживаются далеко не всегда? Причин – десятки, и одна из них – нежелание производителя искать «приключения» на свою голову. Ведь даже если он найдет деньги на внедрение принципиально новой продукции, его интересы некому будет защитить в случае неудачи. 

Вот почему, когда профессор Леонард Васильев из Института тепло- и массообмена Национальной академии наук Беларуси предлагает предприятиям освоить созданный им оригинальный тепловой насос для отопления домов за счет тепла грунта или водоемов, в ответ слышит отговорку: мол, никто у нас его покупать не будет… И действительно, попробуй проверь. Но такая возможность у меня не-ожиданно появилась, когда на одной из выставок познакомился с Александром Максимовым – директором минского предприятия «Геотерм», которое представляет в республике шведские тепловые насосы. Как выяснилось, спрос на эту новую для нас продукцию есть, хотя на ее пропаганду приходится тратить много времени. И здесь белорусскому предприятию хорошо помогает скандинавский опыт. 

— Швеция сегодня признанный мировой лидер по использованию тепловых насосов, — говорит Максимов. – Более 90 процентов строящихся в скандинавской стране жилых домов, в том числе многоэтажных, оснащаются тепловыми насосами, и за счет использования этой технологии там получают свыше 50 процентов всего тепла! В этих условиях три десятка фирм, производящих такое оборудование, процветают. Например, компания, с которой мы сотрудничаем, обеспечивает работой 1700 человек и имеет годовой оборот более 2500 миллионов шведских крон, или 300 миллионов евро. Населению там уже не надо объяснять, какая польза от теплового насоса. Все знают, что если оборудовать им дом, то, подведя к насосу 1 кВт электроэнергии, можно получить на выходе от 3 до 5 кВт тепловой энергии. То есть 60–70 процентов тепла природа предлагает бесплатно. При этом экологов радует то, что нет никаких выбросов в атмосферу, а пожарных — что ни одна деталь теплового насоса не нагревается выше ста градусов. 

Впрочем, это шведам о тепловых насосах рассказывать уже не надо, а белорусам, кто не в курсе, особенности этой технологии, не вникая в физику процесса, поясню. Прежде всего в доме устанавливается сам отопительный аппарат, где греется вода. Затем из полиэтиленовых труб монтируется система для забора низкопотенциального тепла, и этот контур закапывается на приусадебном участке или забрасывается в близлежащее озеро, реку, болото. Как вариант есть и коллекторы, помещаемые в скважину на глубину 50–200 метров, где температура грунта выше, есть системы, берущие тепло из воздуха. 

Итак, работа закончена, можно греться. Тепло недр, воды или наружного воздуха теплоноситель будет поставлять в дом, где оно накапливается благодаря остроумному техническому решению и нагревает воду до 65 градусов. Если насос качает тепло из земли, то за зиму он поднимет на-гора его почти полностью, но за лето солнце снова прогреет грунт, и цикл повторится. 

К слову, огород над этим подземным морозильником дает прекрасный урожай, хорошо себя чувствует и кустарник, но плодовые деревья, достав корнями замороженную землю, могут пострадать. Поэтому, укладывая горизонтальный коллектор, намеченные под посадку деревьев места следует обходить. 

Теперь о том, сколько все это удовольствие стоит. Для отопления дома площадью 300 квадратных метров нужна система стоимостью около 5 тысяч евро, и если прикинуть, что котлы на солярке, газе или пеллетах стоят примерно столько же, а для теплового насоса топливо покупать не нужно, то преимущества новой технологии очевидны. Но это цена, по которой оборудование продают шведы. У нас же оно после уплаты всех налогов, сборов и произведенных наценок стоит почти вдвое дороже. Тут уже надо подумать. А подумав и посчитав, что за 7–8 лет приобретение все равно окупится, можно опять-таки сделать выбор в пользу теплового насоса. Ведь служит он лет 30—40. 

Теперь о том, пребывает ли швед в таком же глубоком раздумье перед покупкой, как белорус. Пожалуй, нет. Ведь, сделав выбор в пользу теплового насоса, он получает льготный тариф на электроэнергию и беспроцентный кредит на такую покупку. В некоторых европейских странах пошли еще дальше и выдают государственные субсидии в размере 500 евро за один киловатт тепловой мощности установленного оборудования. То есть покупатель теплового насоса для отопления дома, например, площадью 300 квадратных метров получает в подарок 8,5 тысячи евро. При этом государство ничего не теряет, так как снимает с себя заботу по добыче, закупке и доставке топлива.  

Короче говоря, все это – государственная политика в области энергосбережения, которая приносит ощутимые результаты. Шведы даже посчитали, что за три десятилетия активного использования тепловых насосов они сэкономили столько денег, сколько потребовалось бы государству на строительство двух атомных станций. 

Можем ли мы предпринять какие-либо шаги, облегчающие покупателю такого полезного насоса бремя расходов? Разумеется, радикальным решением была бы организация производства всей линейки таких устройств у нас в стране. Но эта перспектива, судя по всему, не очень близкая. Реальным же шагом, как считают специалисты, могло бы быть, например, принятие особо низких тарифов на электроэнергию для таких потребителей, а также освобождение не выпускающегося в Беларуси товара от уплаты таможенной пошлины. Государство от этого нисколько бы не пострадало, так как взяло бы свое за счет увеличения объемов импорта. Подумать есть над чем. Ведь цена на газ для Беларуси растет и стремительно приближается к цифрам, при которых живут и, надо заметить, не испытывают шока шведы. А значит, и выход из ситуации вполне может быть таким, как он видится скандинавам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter