Почем опера для народа?

В приличных кругах не принято обсуждать добычу денег и вообще работу.
В приличных кругах не принято обсуждать добычу денег и вообще работу. Другое дело - увлечения! О своих увлечениях джентльмены могут говорить часами, смакуя тончайшие нюансы так называемого хобби. Кстати, в советское время, несмотря на тотальный коллективизм, многие действительно могли ощущать себя аристократами духа: книги, вечера поэзии, балет, филармония - "хождения в культуру" были повальными. В Минске процветали самодеятельные студии для взрослых: например, студия балета "Мечта", народный театр оперы, где свои вечера скрашивали инженеры, ученые, врачи и даже профессора. У этих людей были работа, семья, подруги и друзья, а еще страстное увлечение музыкой, которая восхищала и вдохновляла, которая придавала жизни особый смысл.

Но судьба приготовила этим людям разочарование... Рынок сделал свое дело - кружки и всякие "школы выходного дня" закрылись по финансовым причинам. Жизнь многих и многих уложилась в схему "дом - работа". На днях в редакцию "СБ" пришло письмо от минчанина Эрнста Шушкевича. Позволю себе несколько цитат. "В начале 60-х годов во Дворце культуры Белсовпрофа открылся народный оперный театр. Организатором и бессменным руководителем коллектива был народный артист БССР Николай Сердобов. Фанатично влюбленный в оперное искусство, он за 30 лет поставил 15 опер. Исполнителями музыкальных спектаклей были люди самых разных возрастов и профессий: рабочие, инженеры, служащие, педагоги, медики. Благодаря усилиям нашего уникального коллектива зрители увидели такие редко исполняемые оперы, как "Джанни Скикки", "Царь-плотник", "Мадемуазель Фифи" и "Жестокость"... Народный оперный театр на всех всесоюзных фестивалях, проходивших в Москве, неизменно занимал первые места. Но финансирование театра прекратилось, Дворец культуры закрыли на ремонт. Тем не менее творческий коллектив театра сохранился до сих пор, и люди никак не могут смириться с тем, что больше нет возможности в свободное от работы время выразить свои эстетические чувства..."

За восстановление народного театра оперы Эрнст Николаевич сражается как лев. Пишет, звонит, ходит, встречается... Ему немало лет - откуда энергия, азарт так биться, уверяя окружающих, что без любительского театра оперы нам никак нельзя? Он не хочет считаться с модой, со временем, с тем, что состоятельные люди - возможные спонсоры - увлекаются теперь отнюдь не оперой. Что для бизнесменов "отрываться" сейчас стало модным исключительно на тренажере. А как еще объяснить этот кураж, этот фанатичный азарт, с которым город обзаводится спортивными клубами? Из театральной столицы Минск вот-вот превратится в фитнес-Васюки: эпоха повального увлечения собственным телом достигает своего апогея! А инженер Эрнст Шушкевич стоит на своем. Говорит, что народный театр оперы - явление в культуре уникальное и "пока мы живы, мы можем передать традиции народного оперного пения следующим поколениям!".

"А вот и не можете", - отвечают Шушкевичу.

Заместитель директора Дворца культуры профсоюзов Ольга Приходько обстоятельно объясняет, что оперный жанр сегодня не востребован и коллектив, о котором печется Шушкевич, дворцу не так уж и нужен. "Собственником Дворца культуры является Федерация профсоюзов, она и решала, можем мы взять на баланс этот театр или нет, - говорит Ольга Александровна. - Была составлена смета, показавшая, что постановка только одного спектакля нам обойдется в немалую сумму: от 8 до 18 миллионов. Добавьте сюда зарплату творческим работникам коллектива, рекламу спектакля, афиши... Мы оставили то, что нам по силам. Во дворце занимаются народный театр "Эхо", заслуженная любительская хоровая капелла и концертный хор Федерации профсоюзов. Кстати, мы предлагали Шушкевичу заниматься вокалом в наших коллективах. Он отказался..."

Я Эрнста Николаевича понимаю: между театром оперы и хоровой капеллой разница все же есть. Но права и Ольга Александровна, называя оперу невостребованным жанром. Это подтвердила даже такой профессионал и знаток музыкального театра, как Маргарита Изворска, художественный руководитель Национального театра оперы. Она печально согласилась: "Минск - город не оперный. Интереса у нашей публики к жанру нет, в отличие от Европы, где оперные традиции никогда не прерывались. Сегодня, скажем, в Лондоне, чтобы попасть в оперный театр, билеты нужно бронировать за два месяца вперед. Ажиотаж вокруг оперы традиционно - веками - существует в Италии. А в Минске интереса нет. И это очевидно. Хотя и очень жаль", - признает Маргарита Николаевна.

Увлечение оперой - это привилегия прежней эпохи, когда любили классическую музыку и книгу. Когда самодеятельные коллективы решались на постановки грандиозных спектаклей, возили их по всей стране, участвовали в музыкальных фестивалях и были счастливы призам. Не денежным, а простым сувенирам на память. В той эпохе жила Музыка, а в нашей... Нет сейчас некоего центра притяжения в культуре, где сконцентрировались бы вкусы общества. Все раздробилось, сферы интересов размножились. В принципе, мы ведь сами за это боролись: чтобы всегда было из чего выбрать. За что боролись, как говорится... Только на душе от этого не легче.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter