Появятся ли у нас платные высококомфортные пансионаты для пожилых людей?

Почем люкс для бабушки

Уже пять лет Нина Карпович живет в четырех стенах. После ишемического инсульта ей крайне тяжело передвигаться. С коварством возраста она сражается вместе со своей сорокалетней дочерью Ольгой. А та с трудом маневрирует между работой и домом — нормальную сиделку найти не получается. Их история  всего лишь пример из множества подобных. Спрос на социальные услуги уверенно растет во все странах. Но готовы ли дети платить деньги за люкс-условия для пожилого родителя в интернате? Появятся ли у нас платные высококомфортные пансионаты и будет ли развиваться частная инициатива?

Жизнь после семидесяти. Какие лавочки? Какие семечки?
Жизнь после семидесяти. Какие лавочки? Какие семечки?

Заглядываем в Республиканский интернат ветеранов войны и труда. По коридорам твердой поступью шагают дедушки, молодцевато прогуливаются бабушки при макияже и маникюре.  С 2013 года  здесь появилось специальное отделение, где за определенную плату пожилой может жить в условиях повышенной комфортности. Желающим предоставляют отдельные номера. 

Когда отделение повышенной комфортности только открывалось, предполагали, что услуга может не прижиться. Деньги-то немаленькие — около 7 миллионов в месяц. А в итоге оказалось, что для некоторых она стала спасительной соломинкой. Многие дети живут за границей, а родители здесь — как присмотреть за родным человеком? Либо кто-то  загружен на работе так, что нет возможности банально покормить пожилого, а диагнозы ведь в возрасте всякие бывают… Хотя ситуации разные. Так, Александр Савенко за комфорт платит сам — пенсия позволяет. Говорит, что все нравится — постоянно под зорким наблюдением медперсонала. А кто бы за ним так дома смотрел? Сейчас в люкс-отделении живут  9 человек. Бабушку или дедушку можно оформить как на один месяц, так и на шесть. 

«Многих смущает цена, но, поверьте, в месяц затраты на одного человека в нашем интернате даже выше — более 8 миллионов, — директор Республиканского интерната ветеранов войны и труда Людмила Шарай устраивает экскурсию по учреждению. — Посмотрите, у нас все условия: бассейн, сауна, спелеопещера, массажный кабинет, пятиразовое питание… А в комнатах с повышенной комфортностью у каждого свой телевизор, чайник, холодильник… По сути, человек попадает в санаторий».

В Республиканском интернате ветеранов войны и труда бабушкам и дедушкам соскучиться не дают
В Республиканском интернате ветеранов войны и труда бабушкам и дедушкам соскучиться не дают

Сегодня отделения повышенной комфортности работают при 5 домах-интернатах. Планируется открытие высококомфортного интерната в Могилеве, где тоже будут практиковать платные услуги. Сейчас разрабатывается проект на его строительство.

Дело это нужное, и останавливаться на достигнутом нельзя, рассуждает Константин Зборовский, заведующий кафедрой реабилитологии ГИУСТ БГУ. Можно, например, чтобы в отделении повышенной комфортности предлагали несколько пакетов услуг на выбор. Скажем, хочет пожилой человек, чтобы с ним круглосуточно находилась медсестра, — пожалуйста. Только придется заплатить. А если  обойтись минимальным набором,  сумма существенно уменьшится.

Сознательные дети готовы платить за комфорт своих пожилых родителей. С этой мыслью согласна и Елена Дубовик. Она первая в стране открыла частный дом-интернат. Сейчас 60 процентов здешних проживающих — так называемые «платники». Звонков от желающих — море. Но не все так просто. Многие хотят открыть подобные учреждения и в других городах, приезжают к Елене Валентиновне, консультируются. Первый вопрос бизнесменов: вы самоокупаемы? Но нужно понимать: это больше социальный проект, нежели коммерческий. И в первую очередь нужно не о финансах говорить, а думать, как за меньшую сумму создать условия люкс. Кстати, в Витебской области планируют открыть сразу два  частных пансионата:  в Лепельском и Россонском районах.

Развивать платные соцуслуги по уходу за пожилыми — дело нужное. У человека должно быть право выбора. Это как в медицине: теперь любой желающий может получить на платной основе консультацию хоть у кандидата наук. Так и в социальной сфере. Если есть спрос, должны быть и предложения.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Мария ГОРБАЦЕВИЧ, начальник управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Минтруда и соцзащиты:

— В последнее время у нас активно внедряются и развиваются новые социальные услуги, причем многие — на платной основе. Например, теперь дети могут взять соцпередышку и определить в стационарное учреждение пожилого или человека с инвалидностью в отделение краткосрочного пребывания на срок до одного месяца. Этой услугой воспользовался 221 человек. Отделения повышенной комфортности тоже стали открываться не так давно, но услугу заказали уже 26 человек. В таких отделениях готовы предоставить полный комплекс  соцуслуг: бытовые, медицинские, педагогические, психологические, реабилитационные, консультативные… Скажем, в Республиканском интернате ветеранов войны и труда созданы все условия для лечения и отдыха. Персонал ведет постоянное наблюдение за здоровьем своих подопечных — в интернате круглосуточно работают два медицинских поста. Используются современные методы профилактики, диагностики и лечения пациентов. Согласитесь, организовать такой уход, особенно за тяжелобольным человеком, дома — нереально.

taisi9@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter