Почем фунт лиха?

Что творят британцы! Если взглянуть на фотографии, облетевшие за последние дни мир, то может показаться, что они сделаны в августе 1998–го в России, когда люди спешили в банки, чтобы забрать свои кровные...
Что творят британцы! Если взглянуть на фотографии, облетевшие за последние дни мир, то может показаться, что они сделаны в августе 1998–го в России, когда люди спешили в банки, чтобы забрать свои кровные. Те, кто постарше, наверняка вспомнят и «павловскую» реформу с очередями и бранью у отделений Сбербанка. Но действие происходит не в СССР и не в России. А в одном из самых процветающих государств — здесь и сейчас.

Известная в среде экономистов поговорка: «Когда США чихнет, весь мир гриппует» — снова популярна. Моя родственница, хранящая сбережения в долларах, недавно спросила, что ей делать? Доллар пикирует, доставляя волнения его обладателям, приходит навязчивое желание избавиться от него. Я отшутился: мол, если американская валюта упадет, то никакая другая сохранить сбережения ей не поможет. Но ее это не успокоило.

Менеджеры английских банков еще в колледже усвоили, что в шутке про доллар — вся соль современной финансовой системы. Эти парни собаку съели в банковском деле. Но и им сегодня тревожно. Ипотечное кредитование в США раздулось, как мыльный пузырь. То, что этот пузырь когда–нибудь лопнет, предсказывали давно. Мечты о роскошных апартаментах, щедро спонсируемые банками, обернулись для многих жителей США тяжелым разочарованием. Из–за неплатежей по кредитам пострадала и финансовая система. Американский «чих» отозвался эхом на туманном Альбионе. Крупный ипотечный банк Британии «Нозерн рок» («Северная скала») покачнулся первым.

Вообще говоря, все могло бы не выйти за пределы узкого профессионального круга. И наверное, для британцев было бы лучше, если бы не вышло. Но случилось иначе. Сначала публика узнала, что английский центробанк предоставил «Нозерн рок» заем, чтобы тот мог решить проблемы с ликвидностью, которые у него вдруг появились. А затем последовал характерный для таких случаев «гипноз»: британский министр финансов мистер Дарлинг попытался убедить широкую общественность, что все под контролем и волноваться нечего. Уверен, сейчас он крепко сожалеет об этом.

Мало кто из британцев знает о «павловской» реформе, но реакция у жителей этой бесконечно капиталистической страны оказалась такая же, как и у советских граждан. Однако заявления высокопоставленного чиновника о том, что все хорошо, были восприняты с точностью до наоборот. Вкладчики ринулись спасать свои капиталы. Буквально за сутки из «Нозерн рок» исчезло 2 миллиарда фунтов — около 4 миллиардов долларов. (Как вам сумма?) После такого набега акции банка сразу понизились в цене. Кое–кто из инвесторов поспешил поставить крест на будущем «Нозерн рок».

Но, похоже, все, что происходит вокруг этого ипотечного банка, — не более чем цветочки. Ягодки еще только зреют. Высоколобые аналитики утверждают, что американский «вирус» может через Британию распространиться на весь европейский континент. Но об этом даже не хочется думать. Потому что банки в современной экономике фактически решают все!

Недавно мне в руки попался прошлогодний рейтинг самых крупных мировых компаний, составленный авторитетным «Форбс». Как думаете, компаний какого профиля больше всего в Топ–100? Нефтегазовых, машиностроительных, высокотехнологичных? Нет! В сотне самых богатых корпораций чаще других встречаются банкиры, страховщики и инвестиционные фонды. Что бы там ни говорили о знаниях и природных ресурсах, главная тягловая лошадка современной экономики — деньги.

...Для сохранения статус–кво Федеральная резервная система США и центробанки европейских стран сейчас раскупоривают резервы. Чтобы «чих» не вызвал осложнений, банковские системы получают обильные финансовые инъекции. Думаю, и на этот раз, несмотря на мрачные прогнозы, все «устаканится». Нынешняя экономика подвергалась и более суровым испытаниям. Вот только повторяться испытания стали все чаще.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter