Полгода без свежего воздуха — столько Любовь Бытковская не была на улице

Побег на инвалидной коляске

Полгода без свежего воздуха — ровно столько Любовь Бытковская не была на улице. Вопрос, почему законопослушная женщина томится в заточении и восполняет кислородный голод сидением перед форточкой, скорее, риторический. Нередко мир для человека с инвалидностью сужается до границ собственной квартиры. Почему же наши дома совершенно не приспособлены для людей с особенностями? И меняют ли ситуацию новостройки, которые по идее должны возводиться по правилам безбарьерной среды? 


— А-о-у, — старательно повторяет за дочерью Любовь Даниловна. Звуки даются с трудом. В 58 лет ей пришлось заново учить буквы, писать слова. «Инсульт, — разводит руками Анна Разницына, ее дочка. — Теперь мама штудирует букварь вместе с внуками. Но речь так и не восстановилась».

— Ля-ля-ля, — кивает в знак согласия Любовь Даниловна. К сожалению, вместо слов у женщины срываются лишь эти беззаботные звуки. По-другому общаться уже не может. Как не может и выйти самостоятельно из квартиры — отказали ноги. «Чтобы спустить маму на коляске на улицу, мне нужна помощь, — словно оправдывается Анна Разницына. — А какая помощь, когда муж на работе, а у меня на руках еще двое маленьких детей?»

— Еще год назад я столько обращений написал, — вздыхает Виталий Тупица, житель дома. — У меня мама с инвалидностью, я ее на руках выносил, чтобы воздухом подышала… 

Однако женщина так пандус и не дождалась — умерла. 

В ЖРЭО Центрального района Минска объяснили, что старое устройство съезда было установлено с нарушениями. Например, оно никак не вписывалось в требования пожарной безопасности. «А установить устройство съезда для инвалидной коляски другим способ не представляется возможным, плюс большинство жильцов жаловались на неудобства, создаваемые пандусом», — говорит заместитель директора по эксплуатации жилищного фонда и производственным вопросам Алексей Соболь.


— Неужели в наш век, когда многоэтажные дома на 3D-принтере печатают, невозможно поставить правильный пандус? — задается вопросом Анна Разницына.

В Беларуси люди с инвалидностью защищены законом. У них есть права, гарантии, льготы... Другое дело, что на местах некоторые начинают закрывать глаза на проблему «особенных». Так, Алексей Юркин из Светлогорска несколько лет пытается вырваться из своей невольной «темницы». Без помощи соседей он не может элементарного — выйти из подъезда. Пандуса в доме нет. «Сижу в квартире, как в тюрьме, погулять выезжаю в коридор», — признается Алексей, который в 23 года серьезно заболел и теперь не может ходить.

Раньше жилые дома строились без специальных устройств для людей с инвалидностью: так предписывали нормы. Но потом архитекторы пришли к выводу, что современные новостройки должны учитывать все нюансы безбарьерной среды еще на этапе проектирования. Однако и тогда, и сейчас действует правило: если возникает необходимость в том же пандусе, его обязаны установить. 

— В свое время наша организация разработала требования к современным жилым домам по этому вопросу, — показывает документы Виталий Ярошевский, начальник технического отдела «Стройтехнорм». — Например, лестницы, ведущие на крыльцо, должны быть оборудованы пандусами с определенным уклоном и шириной, а в начале и конце каждого марша пандуса должны быть горизонтальные площадки. И таких моментов очень много.

При этом нельзя сказать, что новые многоэтажки могут похвастаться абсолютной доступностью для человека с инвалидностью, замечает Евгений Шевко, председатель Центрального совета Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников: «Далеко не все домостроительные комбинаты перешли на новые нормы проектирования. По нашей информации, для некоторых застройщиков существует разрешение не использовать новые правила до 2017 года».


Но даже если новостройки и оборудованы такими устройствами, не всегда они помогают сделать проще жизнь человеку с инвалидностью. Допустим, из 10 пандусов лишь 1—2 будут соответствовать всем нормам, замечает Евгений Шевко. А ведь только в Минске три тысячи инвалидов-колясочников. «На мой взгляд, технический надзор за этапами строительства должна осуществлять сторонняя организация, а не служба заказчика фирмы-подрядчика, — рассуждает Евгений Маратович. – Уверяю вас, при таком контроле подобных нарушений было бы меньше».

В любом случае, человек с физическими особенностями не должен находиться в заточении собственного жилища. Кстати, в ситуации с Любовью Даниловной в ЖРЭО Центрального района предложили рассмотреть вопрос обмена квартиры. Это, конечно, вариант. Но, может, легче все-таки установить пандус? В доме ведь живет еще несколько семей с маленькими детьми. Их мамы, думаю, тоже будут не против.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter