Победы случайными не бывают

Нынешний сезон для белорусского фристайла — проверка на прочность
Нынешний сезон для белорусского фристайла — проверка на прочность. К тому, что наши летающие лыжники могут завоевывать награды, вплоть до олимпийского «золота», мы уже привыкли. Как привыкли и к именам тех, кто начиная с 1998 года регулярно радовал нас своими победами. Сегодня все иначе. Старая гвардия, поставив лыжи в чулан, ищет свой путь в новой жизни. Антон Кушнир, правда, обещал вернуться, но пока все главные роли в нынешнем сезоне пришлось исполнять тем, кто еще год назад считался, в лучшем случае, резервом. 

И они справились! Сначала Максим Густик взлетел на третью ступень пьедестала на чемпионате мира, а накануне победительницей этапа Кубка мира в американском Лейк-Плэсиде стала Александра Романовская. Более того, на следующий день на третью ступень пьедестала поднялась Анна Гуськова, отодвинувшая и претендовавшую, было, на «дубль» Романовскую, и традиционно собирающих богатый медальный урожай китаянок. Этот успех позволил 18-летней Александре подняться на третью ступень в общем зачете Кубка мира. Его завершающий и решающий этап в первый день марта примут «Раубичи». 

Фристайл в «Раубичах»
Фристайл в «Раубичах»

А пока вместе с олимпийским чемпионом Ванкувера Алексеем Гришиным мы пытаемся понять, на что же способно новое поколение белорусских акробатов?

— Старта нынешнего сезона в лыжной акробатике многие ждали с настороженностью. Старая гвардия ушла, возможности молодежи оставались загадкой. Ты сам чего ждал?

— Для меня нынешние результаты молодежи ничуть не удивительны. Команда-то у нас всегда сильная была, а фристайл такой вид спорта, где разделение на фаворитов и аутсайдеров носит весьма условный характер. Пример тому — недавний этап Кубка мира в Лейк-Плэсиде. 

— Не являются ли нынешние успехи белорусских спортсменов лишь стечением обстоятельств?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Потому что в нашем виде спорта даже опытные спортсмены не могут ничего прогнозировать на 100 процентов. Сам с этим сталкивался не раз: один старт ты выступаешь неплохо, а на следующем можешь провалиться даже при том, что готов хорошо. Поэтому в случае Максима Густика, Ани Гуськовой и Саши Романовской какой-то внятный ответ может дать только время. У них хороший потенциал, и если они не расслабятся и не потеряют концентрации на соревнованиях и во время тренировок, у  нынешнего состава сборной может быть неплохое будущее. Но нужно банально подождать и посмотреть, что ребята будут показывать дальше.

— Что мешало им раскрыться раньше? Возможно, смена поколений оказалась на руку?

— Не думаю, что им кто-то мешал. Во фристайле ты соревнуешься не столько с соперниками, сколько с самим собой. Возьмите сборную Китая: с лидерами или без них, но там постоянно кто-то показывает результаты очень высокого уровня. Для нас принцип не отличается ничем: выходишь и прыгаешь. Если ты готов — ты покажешь результат. И если молодежь только сегодня начала выполнять достаточно сложные прыжки, то уход лидеров вряд ли может считаться решающим моментом в их становлении. Все происходит в свое время.


— Антон Кушнир обещал вернуться в следующем сезоне. Насколько сложно ему будет освоиться среди обновленного состава соперников и партнеров по команде?

— Сложно говорить за Антона — никто ведь не знает, в какой форме он будет. Но возвращаться всегда очень сложно. Я по себе знаю: после Олимпиады в Ванкувере я не выступал почти два года. И форму ведь набрал потом неплохую. Олимпийский сезон отпрыгал на хорошем уровне, трижды поднимался на пьедестал этапов Кубка мира. Но все равно в Сочи получилось так, как получилось...

— Сам мысли о возвращении, полагаю, уже оставил?

— Почему? Я не исключаю такую возможность, но пока еще окончательно не решил. Думаю, буду исходить из своего самочувствия. На данный момент я просто отдыхаю, восстанавливаюсь и занимаюсь неспортивными делами.

— Во многих видах спорта смену поколений ждут, как катастрофу. Фристайл же переживает ее почти без потрясений, притом что проблемы со снегом и условиями у акробатов точно такие же, как у лыжников или, скажем, биатлонистов. В чем секрет?

— Главным образом — в сильной школе. Как ни банально прозвучит, это очень важно. Во-вторых, селекция. И, конечно, удача. Как ни крути, но без нее в нашем виде спорта никуда. Думаю, в будущем к этому списку добавится еще и крытый центр фристайла на улице Сурганова, он уже скоро должен заработать. Но я бы не сказал, что он станет решающим аргументом, который позволит просто ждать, когда на нас начнут сыпаться медали. Вспомните: представители многих стран, где есть водные трамплины, не показывают заоблачных результатов. При этом мы добились успехов, не имея в своем распоряжении подобных комплексов. Так что с открытием центра фристайла результаты наших фристайлистов должны будут пойти вверх, но к этому процессу нужно относиться трезво.

— В начале марта Беларусь вновь примет итоговый этап Кубка мира по лыжной акробатике. Можно ли сказать, что предыдущий подобный старт стал толчком в увеличении популярности фристайла в нашей стране, и чего ты ждешь от нынешний соревнований?

— За последние годы популярность фристайла в Беларуси значительно выросла. Это очевидно, и здесь в первую очередь видна заслуга тех ребят, которые завоевывали награды на пяти последних Олимпиадах и чемпионатах мира. Но проведение в «Раубичах» топ-турниров также вносит очень большой вклад в развитие. Вживую соревнования смотрятся гораздо эффектнее, они способны увлечь гораздо большее число людей. Плюс — международный престиж. По этой же причине сегодня, когда наши условия позволяют принимать турниры и более высокого уровня, Беларусь могла бы претендовать на чемпионат мира. Для этого есть все предпосылки, и, надеюсь, рано или поздно мы к этому придем.

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter