Старт... скорость за 300 км/ч
Этот испанский автодром в одном из пригородов Барселоны довольно долго (с 1991 г.) фигурирует в ежегодном календаре самого престижного чемпионата мирового автоспорта. Из-за теплого климата он значится среди самых активных мест прописки тестов болидов и шин. Трассу принято считать классической, в ней есть необходимые повороты, прямые, изменения рельефа. Поэтому гонщиков, ни разу не гонявшихся на этом автодроме, в пелотоне Формулы-1 практически не бывает. Отчасти из-за этой самой классики в конфигурации барселонской трассы гонки частенько проходили здесь без особой борьбы, если не вмешивалась непогода.Накануне нынешнего Гран-при его организаторы внесли изменения в конфигурацию последней связки поворотов, тем самым пытаясь ускорить время прохождения круга и добавить возможностей пилотам для обгона. И надо сказать, это у них получилась.
Президент FIA приветствует Фернандо Алонсо перед стартом
Несмотря на отсутствие дождя, гонка получилась многособытийной настолько, что комментаторы не успевали рассказывать своим телезрителям о происходящих на трассе изменениях. И сразу же хотел бы пояснить мою персональную позицию по поводу устоявшегося мнения разного рода критиков, следующих банальному принципу, мол, если нет достойной конкуренции лидеру чемпионата, значит сезон потерян. Отнюдь.Прошедший Гран-при Испании еще раз доказал, что даже при практически заранее известном победителе гонки могут быть интересными и увлекательными.
Коллекционер шлемов и побед
За все три дня гоночного уикенда в Монтмело Макс Ферстаппен лишь на одно мгновение позволил нам усомниться в своем преимуществе над остальными соперниками. Он исправно пролидировал во всех трех сессиях свободных заездов, 2-м и 3-м сегментах квалификации, заработал поул, а затем в гонке с самого начала до ее окончания был первым, и даже показал лучшее время прохождения круга. И только в начальном сегменте субботних квалификационных заездов голландец решил не выкладываться в полную силу. К тому же там это вообще не требовалось от него, достаточно было быть не в последней «пятерке».Макс Ферстаппен выслушивает своего инженера перед гонкой
На мой взгляд, говоря о нынешнем Максе Ферстаппене образца 2023 года, выражение «выкладываться по полной» вообще не применимо. Нынешняя машина «Ред Булл» настолько хороша, надежна и быстра, что все победы действующий чемпион коллекционирует с легкостью, играя на нервах своих соперников. По числу выигранных Гран-при голландцу не достает всего лишь одной победы, чтобы сравняться с легендарным Айртон Сенной. Думаю, что это случится уже в этом месяце. Конечно, бывают и случайности, как это было, например, дважды уже в этом сезоне. Но это следует относить скорее к вероятностным факторам, чем к какой-то закономерности.Непосредственно в воскресной гонке, которую Макс провел безукоризненно с самого старта до клетчатого флага, голландский чемпион был уверен в себе и своей машине. Его пилотирование на стартовой прямой с момента погасших фонарей семафора до момента завершения дуэли в первом повороте с Карлосом Сайнсем было высоко профессиональным. Пусть оно показалось слегка и дерзким, когда он перекрывал траекторию испанцу, находясь впереди соперника. Но зато без излишнего «уличного хулиганства», «кулачных боев» и «расталкивания локтями», чем этот гонщик славился на заре своей формульной карьеры. Мастерство и профессионализм голландца не вызывают сомнений, особенно, когда в его распоряжении настолько хорошая машина.
Механики Ферстаппена традиционно скрывают своими телами особенности хвостовой части болида чемпиона
По итогам гонки Макс заработал уже третий за свою карьеру «Большой шлем» (поул, лидирование в гонке, победа и лучший круг). К примеру, у Льюиса Хэмилтона с его 7-ю чемпионскими титулами таких «шлемов» всего 6. Похоже, в этом году Ферстаппен еще больше приблизится к британскому чемпиону по этому показателю.Сдержанная реакция голландца сразу же после гонки в беседе по радио со своим инженером и руководством команды ясно дает понять, что когда победы достаются так легко, то почему бы не заняться их коллекционированием, наряду с различными гоночными рекордами, которых у Макса наверняка их будет еще немало.
Дэвид Култхард за 10 минут до гонки с Кристианом Хорнером (справа) на стартовой решетке
В «Мерседес» признали ошибки и начинают жить заново
Начало прошлого сезона для немецкой команды было отмечено не только их эксклюзивными понтонами, которые должны были улучшить динамические качества болидов «Мерседес», но и провалом этого концепта. Понадобилось провести целый сезон и первые три гонки это года, чтобы наконец-то было принято решение отказаться от скомпрометировавшего себя «эксклюзива». В Испанию немецкая команда приехала с обновлениями, которые пусть и не с первой тренировки, и даже не с квалификации, но все же дали о себе знать. Улучшенные болиды отлично себя показали именно в гонке. Очевидно, понадобилось все же какое-то время, чтобы пилоты освоились с новинками.По итогам квалификации Джордж Рассел был 12-м, а Льюис Хэмилтон четвертым. Казалось бы, весьма скромно для совсем недавно еще чемпионской «конюшни». Но учитывая, как слабо команда выступала в начале прошлого года, это было уже кое-что.
На «Феррари» Карлоса Сайнса возлагались большие надежды в Испании
А вот непосредственно в гонке пилоты «Мерседес» действительно словно возродились из пепла. Джордж за 300 км дистанции сумел обойти 9-х соперников и подняться на подиум. Показатели Льюиса могут для кого-то быть гораздо более скромными: на финише Хэмилтон был вторым. Но то, как британский чемпион вел борьбу на первом круге, а затем провел впечатляющие обгоны Лэнса Стролла и Карлоса Сайнса, не осталось незамеченным у зрителей. Именно Льюис стал обладателем почетного трофея, победителем номинации Гонщик дня.Льюис Хэмилтон может скоро вступить в борьбу за титул
Справедливости ради следует отметить, что Расселу очень сильно повезло, что стюарды с большим снисхождением отнеслись к его стартовым маневрам. Дело в том, что на первом круге в толчее первого поворота британский гонщик, спасаясь от столкновений с соперниками, решил срезать траекторию и отрулить на резервную дорожку. В этом году с нее убрали поребрики, и таким образом Джордж даже получил преимущество над теми конкурентами, которые пилотировали, строго соблюдая траекторию.Вернувшись с резервной дорожки после второго поворота на трассу, Рассел фактически улучшил за счет срезки свое положение. И должен был бы вернуть позицию. И не одну, а как минимум 3. Ведь по итогам первого круга он ухал уже не 12-м , а 7-м. Но судьи, посовещавшись, признали это допустимым гоночным инцидентом первого круга, никак не наказав Джорджа.
Если добавить к этому безнаказанность после столкновения юного британца здесь же в Испании с Льюисом Хэмилтоном, о котором уже писалось в предыдущем материале, то становится непонятным, почему такое снисхождение стюардов к нему?
Берн Майландер и его сэйфети-кар в гонке на трассу не выезжали
Уместно будет упомянуть здесь и казус, произошедший с Расселом во время гонки. На середине дистанции он вдруг по радио объявил инженеру, что в 5-м повороте, где в тот момент находился Джордж, начался дождь. Все были в недоумении от такой новости, учитывая, что никто другой, ни службы автодрома и ни синоптики о дожде в тот конкретный момент речи не вели. Оказалось, что визор пилота «Мерседес» неожиданно забрызгался потом самого гонщика, причем изнутри шлема. И не разобравшись в чем дело, Джордж включил, условно говоря, режим «паника». Как пошутил сидевший рядом со мной в пресс-центре Монтмело британский ветеран журналистики: «Хорошо еще , что Джордж по собственной инициативе не отправился на пит-лейн за дождевыми шинами».Командный мостик, в целом, нормально отреагировал на это сообщение своего подопечного, разъяснив ему через несколько секунд, о чем, возможно, идет речь.
Если расценивать весь Гран-при Испании для «Мерседес», то он прошел более, чем успешно. Команда перехватила второе место у «Астон Мартин» в Кубке конструкторов. И, показав высокий темп, дала надежду своим болельщикам, что дела пошли на поправку. Жизнь чемпионского коллектива продолжается, и возможно не за горами и более важные успехи.
Фернандо – друг и учитель
После успешного начала своего первого сезона за команду «Астон Мартин» испанский чемпион настолько всех приучил к своим подиумам, что от него ничего другого в Монтмело и не ожидали. Более того, строились всякие планы и прогнозы, что у себя на родине Фернандо точно должен если уж и не победить, то снова подняться на подиумные ступеньки во время награждения. Однако вышло все немножко не так.Болид «Астон Мартин» ждет своего испанского хозяина
По ходу первого сегмента квалификации Алонсо в поисках тех самых заветных десятых долей секунды, отделяющих порой пилотов даже второй десятки от лидеров, допустил ошибку и выехал на поребрики. Днище его «Астон Мартин» было немножко повреждено. А учитывая, сколь значимым в нынешнем сезоне с продолжающим действовать принципом граунд-эффекта является днище, испанский чемпион в итоговом протоколе поднялся лишь на 9-ю строчку. Благо еще, что Пьера Гасли наказали двойным штрафом за блокировку лидеров квалификации. Фернандо стартовал 8-м.По ходу старта его напарник Лэнс Стролл весьма успешно опередил Ландо Норриса и Льюиса Хэмилтона и некоторое время ехал даже третьим вслед за Ферстаппенном и Сайнсем. Но под занавес Гран-при канадец, к тому времени пропустив вперед и Хэмилтона, и Рассела, и Переса, уверенно держался на 6-м месте. Учитывая, как блекло сын хозяина команды «Астон Мартин» начал свой сезон на фоне успехов своего напарника Фернандо Алонсо, такая финишная позиция была уже успехом для Стролла.
Ландо Норрис после столкновения с Льюисом вынужден был менять обтекатель
В свою очередь испанский чемпион, сократив отставание до своего товарища по команде до минимума, решил успокоить сына своего босса и заодно своего главного ученика на данный момент. Догоняя Лэнса, Фернандо в необычной для него по отношению к другим пилотам дружеской манере попросил своего инженера передать напарнику, чтобы тот не волновался и продолжал спокойно пилотировать. «Зеро риск», - пояснил испанский ветеран. Это означало, что атаковать Стролла он не собирается, а лишь упрочивает свои позиции по отношению к преследовавшему на «Альпине» его самого Эстебана Окона.Тут уместно будет вспомнить, как Фернандо обогнал до этого французского гонщика. На стартовой прямой, воспользовавшись слип-стримом, да еще и системой подвижного крыла DRS, Алонсо пошел на отчаянный обгон своего прошлогоднего напарника справа в тот момент, когда Эстебан сам хотел сместиться туда, защищая свою позицию от испанца. Лишь мастерство опытного чемпиона спасло его от столкновения, а ведь в тот момент на этом участке скорость была свыше 300 км/ч. Инцидент стюарды оставили без рассмотрения, хотя случись что-нибудь с Фернандо, Окон однозначно был бы признан виновником аварии.
Возвращаясь к по-отечески теплому отношению Алонсо к Лэнсу Строллу, многие мои коллеги отметили, что испанский чемпион в этом сезоне сильно изменился в построении своего общения с напарниками. Фернандо наверняка соскучился по хорошим машинам, последний раз управляя до этого быстрым болидом «Феррари» в далеком уже 2015-м году. И вот теперь, с высоты своего возраста и опыта, почему бы ему и не быть эдаким добрым наставником у младшего Стролла? Судя по всему, Лэнс действительно начинает чему-то учиться у испанского ветерана. И природный талант канадца хорошо стартовать теперь дополнительно приобретает и иные секреты мастерства пилотирования благодаря Фернандо. А для самого Алонсо, пока что его товарищ по команде опасности не представляет. Вот и весь секрет невиданной доселе доброжелательности испанского чемпиона, ранее прослывшего великим интриганом и уничтожителем напарников как конкурентов.
«Феррари» – так лучше или хуже?
Этот вопрос всякий раз себе задаешь перед началом следующего гоночного уикенда, прогнозируя выступление итальянской скудерии. Вот и в Монтмело Шарль Леклер удивил в субботу, вынудив команду готовить ему болид на гонку с нарушением закрытого парка. В итоге старт с пит-лейна, что означает «хуже некуда».Новый босс «Феррари» Фредерик Вассер пока не находит решение проблем итальянской скудерии
Да, и затем по ходу гонки Шарль все никак не мог найти свой ритм, чтобы имея машину, аналогичную той, которая стартовала на Гран-при Испании с первого ряда, попытаться хотя бы финишировать в «очковой зоне». Увы, не получилось. 11-е место, да и то только после весьма спорного штрафа Юкки Цунода за выдавливание соперника с трассы.Что до Карлоса Сайнса, то его успех в субботней квалификации был снивелирован сначала Льюисом Хэмилтоном, затем Джорджем Расселом. А уж потом тенденцию, начатую гонщиками «Мерседес», продолжил еще и Серхио Перес. Прорываясь с 11-й стартовой позиции, мексиканец сумел на чемпионской машине дойти лишь до 4-го места. К досаде испанца и тиффози итальянской скудерии, в Монтмело машины немецкой заводской команды выглядели быстрее.
Серхио Пересу совсем не радостно стартовать так далеко, когда напарник на поуле
Что ждать на следующем этапе от легендарной марки, получившей в этом году нового начальника своей команды в Формуле-1, сказать сложно. Ответ мы получим лишь после Гран-при Канады, который пройдет уже меньше, чем через 2 недели в Монреале.Слева направо со спины – Ферстаппен, Хэмилтон, Окон, Гасли, Рассел, Де Врис, Боттас и др.
Корреспондент «СБ» у красной дорожки на стартовой решетке
Петер Заубер и Франц Тост (справа) – последние из могикан в нынешней Формуле-1