Формула-1. Гран-при Испании

Победитель – снова Ферстаппен, но интрига не в этом

В автоспорте существует незыблемое правило: чтобы победить в гонке, нужно сначала проехать ее от старта до финиша. Гран-при Испании, состоявшийся в минувшее воскресенье на автодроме Монтмело, уже вошел в летопись Формулы-1. За всю историю Больших Призов это всего лишь 4-й раз, когда все пилоты доехали до финиша, и при этом не было ни красных, ни даже желтых флагов и выезда машины безопасности.

Старт... скорость за 300 км/ч

Этот испанский автодром в одном из пригородов Барселоны довольно долго (с 1991 г.) фигурирует в ежегодном календаре самого престижного чемпионата мирового автоспорта. Из-за теплого климата он значится среди самых активных мест прописки тестов болидов и шин. Трассу принято считать классической, в ней есть необходимые повороты, прямые, изменения рельефа. Поэтому гонщиков, ни разу не гонявшихся на этом автодроме, в пелотоне Формулы-1 практически не бывает. Отчасти из-за этой самой классики в конфигурации барселонской трассы гонки частенько проходили здесь без особой борьбы, если не вмешивалась непогода. 

Накануне нынешнего Гран-при его организаторы внесли изменения в конфигурацию последней связки поворотов, тем самым пытаясь ускорить время прохождения круга и добавить возможностей пилотам для обгона. И надо сказать, это у них получилась.

Президент FIA приветствует Фернандо Алонсо перед стартом

Несмотря на отсутствие дождя, гонка получилась многособытийной настолько, что комментаторы не успевали рассказывать своим телезрителям о происходящих на трассе изменениях. И сразу же хотел бы пояснить мою персональную позицию по поводу устоявшегося мнения разного рода критиков, следующих банальному принципу, мол, если нет достойной конкуренции лидеру чемпионата, значит сезон потерян. Отнюдь.

Прошедший Гран-при Испании еще раз доказал, что даже при практически заранее известном победителе гонки могут быть интересными и увлекательными.

Коллекционер шлемов и побед

За все три дня гоночного уикенда в Монтмело Макс Ферстаппен лишь на одно мгновение позволил нам усомниться в своем преимуществе над остальными соперниками. Он исправно пролидировал во всех трех сессиях свободных заездов, 2-м и 3-м сегментах квалификации, заработал поул, а затем в гонке с самого начала до ее окончания был первым, и даже показал лучшее время прохождения круга. И только в начальном сегменте субботних квалификационных заездов голландец решил не выкладываться в полную силу. К тому же там это вообще не требовалось от него, достаточно было быть не в последней «пятерке».

Макс Ферстаппен выслушивает своего инженера перед гонкой

На мой взгляд, говоря о нынешнем Максе Ферстаппене образца 2023 года, выражение «выкладываться по полной» вообще не применимо. Нынешняя машина «Ред Булл» настолько хороша, надежна и быстра, что все победы действующий чемпион коллекционирует с легкостью, играя на нервах своих соперников. По числу выигранных Гран-при голландцу не достает всего лишь одной победы, чтобы сравняться с легендарным Айртон Сенной. Думаю, что это случится уже в этом месяце. Конечно, бывают и случайности, как это было, например, дважды уже в этом сезоне. Но это следует относить скорее к вероятностным факторам, чем к какой-то закономерности.

Непосредственно в воскресной гонке, которую Макс провел безукоризненно с самого старта до клетчатого флага, голландский чемпион был уверен в себе и своей машине. Его пилотирование на стартовой прямой с момента погасших фонарей семафора до момента завершения дуэли в первом повороте с Карлосом Сайнсем было высоко профессиональным. Пусть оно показалось слегка и дерзким, когда он перекрывал траекторию испанцу, находясь впереди соперника. Но зато без излишнего «уличного хулиганства», «кулачных боев» и «расталкивания локтями», чем этот гонщик славился на заре своей формульной карьеры. Мастерство и профессионализм голландца не вызывают сомнений, особенно, когда в его распоряжении настолько хорошая машина.

Механики Ферстаппена традиционно скрывают своими телами особенности хвостовой части болида чемпиона

По итогам гонки Макс заработал уже третий за свою карьеру «Большой шлем» (поул, лидирование в гонке, победа и лучший круг). К примеру, у Льюиса Хэмилтона с его 7-ю чемпионскими титулами таких «шлемов» всего 6. Похоже, в этом году Ферстаппен еще больше приблизится к британскому чемпиону по этому показателю. 

Сдержанная реакция голландца сразу же после гонки в беседе по радио со своим инженером и руководством команды ясно дает понять, что когда победы достаются так легко, то почему бы не заняться их коллекционированием, наряду с различными гоночными рекордами, которых у Макса наверняка их будет еще немало.

Дэвид Култхард за 10 минут до гонки с Кристианом Хорнером (справа) на стартовой решетке

В «Мерседес» признали ошибки и начинают жить заново 

Начало прошлого сезона для немецкой команды было отмечено не только их эксклюзивными понтонами, которые должны были улучшить динамические качества болидов «Мерседес», но и провалом этого концепта. Понадобилось провести целый сезон и первые три гонки это года, чтобы наконец-то было принято решение отказаться от скомпрометировавшего себя «эксклюзива». В Испанию немецкая команда приехала с обновлениями, которые пусть и не с первой тренировки, и даже не с квалификации, но все же дали о себе знать. Улучшенные болиды отлично себя показали именно в гонке. Очевидно, понадобилось все же какое-то время, чтобы пилоты освоились с новинками.

По итогам квалификации Джордж Рассел был 12-м, а Льюис Хэмилтон четвертым. Казалось бы, весьма скромно для совсем недавно еще чемпионской «конюшни». Но учитывая, как слабо команда выступала в начале прошлого года, это было уже кое-что.

На «Феррари» Карлоса Сайнса возлагались большие надежды в Испании

А вот непосредственно в гонке пилоты «Мерседес» действительно словно возродились из пепла. Джордж за 300 км дистанции сумел обойти 9-х соперников и подняться на подиум. Показатели Льюиса могут для кого-то быть гораздо более скромными: на финише Хэмилтон был вторым. Но то, как британский чемпион вел борьбу на первом круге, а затем провел впечатляющие обгоны Лэнса Стролла и Карлоса Сайнса, не осталось незамеченным у зрителей. Именно Льюис стал обладателем почетного трофея, победителем номинации Гонщик дня. 

Льюис Хэмилтон может скоро вступить в борьбу за титул

Справедливости ради следует отметить, что Расселу очень сильно повезло, что стюарды с большим снисхождением отнеслись к его стартовым маневрам. Дело в том, что на первом круге в толчее первого поворота британский гонщик, спасаясь от столкновений с соперниками, решил срезать траекторию и отрулить на резервную дорожку. В этом году с нее убрали поребрики, и таким образом Джордж даже получил преимущество над теми конкурентами, которые пилотировали, строго соблюдая траекторию.

Вернувшись с резервной дорожки после второго поворота на трассу, Рассел фактически улучшил за счет срезки свое положение. И должен был бы вернуть позицию. И не одну, а как минимум 3. Ведь по итогам первого круга он ухал уже не 12-м , а 7-м. Но судьи, посовещавшись, признали это допустимым гоночным инцидентом первого круга, никак не наказав Джорджа.

Если добавить к этому безнаказанность после столкновения юного британца здесь же в Испании с Льюисом Хэмилтоном, о котором уже писалось в предыдущем материале, то становится непонятным, почему такое снисхождение стюардов к нему?

Берн Майландер и его сэйфети-кар в гонке на трассу не выезжали

Уместно будет упомянуть здесь и казус, произошедший с Расселом во время гонки. На середине дистанции он вдруг по радио объявил инженеру, что в 5-м повороте, где в тот момент находился Джордж, начался дождь. Все были в недоумении от такой новости, учитывая, что никто другой, ни службы автодрома и ни синоптики о дожде в тот конкретный момент речи не вели. Оказалось, что визор пилота «Мерседес» неожиданно забрызгался потом самого гонщика, причем изнутри шлема. И не разобравшись в чем дело, Джордж включил, условно говоря, режим «паника». Как пошутил сидевший рядом со мной в пресс-центре Монтмело британский ветеран журналистики: «Хорошо еще , что Джордж по собственной инициативе не отправился на пит-лейн за дождевыми шинами». 

Командный мостик, в целом, нормально отреагировал на это сообщение своего подопечного, разъяснив ему через несколько секунд, о чем, возможно, идет речь.

Если расценивать весь Гран-при Испании для «Мерседес», то он прошел более, чем успешно. Команда перехватила второе место у «Астон Мартин» в Кубке конструкторов. И, показав высокий темп, дала надежду своим болельщикам, что дела пошли на поправку. Жизнь чемпионского коллектива продолжается, и возможно не за горами и более важные успехи. 

Фернандо – друг и учитель

После успешного начала своего первого сезона за команду «Астон Мартин» испанский чемпион настолько всех приучил к своим подиумам, что от него ничего другого в Монтмело и не ожидали. Более того, строились всякие планы и прогнозы, что у себя на родине Фернандо точно должен если уж и не победить, то снова подняться на подиумные ступеньки во время награждения. Однако вышло все немножко не так.

Болид «Астон Мартин» ждет своего испанского хозяина

По ходу первого сегмента квалификации Алонсо в поисках тех самых заветных десятых долей секунды, отделяющих порой пилотов даже второй десятки от лидеров, допустил ошибку и выехал на поребрики. Днище его «Астон Мартин» было немножко повреждено. А учитывая, сколь значимым в нынешнем сезоне с продолжающим действовать принципом граунд-эффекта является днище, испанский чемпион в итоговом протоколе поднялся лишь на 9-ю строчку. Благо еще, что Пьера Гасли наказали двойным штрафом за блокировку лидеров квалификации. Фернандо стартовал 8-м.

По ходу старта его напарник Лэнс Стролл весьма успешно опередил Ландо Норриса и Льюиса Хэмилтона и некоторое время ехал даже третьим вслед за Ферстаппенном и Сайнсем. Но под занавес Гран-при канадец, к тому времени пропустив вперед и Хэмилтона, и Рассела, и Переса, уверенно держался на 6-м месте. Учитывая, как блекло сын хозяина команды «Астон Мартин» начал свой сезон на фоне успехов своего напарника Фернандо Алонсо, такая финишная позиция была уже успехом для Стролла.

Ландо Норрис после столкновения с Льюисом вынужден был менять обтекатель

В свою очередь испанский чемпион, сократив отставание до своего товарища по команде до минимума, решил успокоить сына своего босса и заодно своего главного ученика на данный момент. Догоняя Лэнса, Фернандо в необычной для него по отношению к другим пилотам дружеской манере попросил своего инженера передать напарнику, чтобы тот не волновался и продолжал спокойно пилотировать. «Зеро риск», - пояснил испанский ветеран. Это означало, что атаковать Стролла он не собирается, а лишь упрочивает свои позиции по отношению к преследовавшему на «Альпине» его самого Эстебана Окона. 

Тут уместно будет вспомнить, как Фернандо обогнал до этого французского гонщика. На стартовой прямой, воспользовавшись слип-стримом, да еще и системой подвижного крыла DRS, Алонсо пошел на отчаянный обгон своего прошлогоднего напарника справа в тот момент, когда Эстебан сам хотел сместиться туда, защищая свою позицию от испанца. Лишь мастерство опытного чемпиона спасло его от столкновения, а ведь в тот момент на этом участке скорость была свыше 300 км/ч. Инцидент стюарды оставили без рассмотрения, хотя случись что-нибудь с Фернандо, Окон однозначно был бы признан виновником аварии.

Возвращаясь к по-отечески теплому отношению Алонсо к Лэнсу Строллу, многие мои коллеги отметили, что испанский чемпион в этом сезоне сильно изменился в построении своего общения с напарниками. Фернандо наверняка соскучился по хорошим машинам, последний раз управляя до этого быстрым болидом «Феррари» в далеком уже 2015-м году. И вот теперь, с высоты своего возраста и опыта, почему бы ему и не быть эдаким добрым наставником у младшего Стролла? Судя по всему, Лэнс действительно начинает чему-то учиться у испанского ветерана. И природный талант канадца хорошо стартовать теперь дополнительно приобретает и иные секреты мастерства пилотирования благодаря Фернандо. А для самого Алонсо, пока что его товарищ по команде опасности не представляет. Вот и весь секрет невиданной доселе доброжелательности испанского чемпиона, ранее прослывшего великим интриганом и уничтожителем напарников как конкурентов.

«Феррари» – так лучше или хуже?  

Этот вопрос всякий раз себе задаешь перед началом следующего гоночного уикенда, прогнозируя выступление итальянской скудерии. Вот и в Монтмело Шарль Леклер удивил в субботу, вынудив команду готовить ему болид на гонку с нарушением закрытого парка. В итоге старт с пит-лейна, что означает «хуже некуда». 

Новый босс «Феррари» Фредерик Вассер пока не находит решение проблем итальянской скудерии

Да, и затем по ходу гонки Шарль все никак не мог найти свой ритм, чтобы имея машину, аналогичную той, которая стартовала на Гран-при Испании с первого ряда, попытаться хотя бы финишировать в «очковой зоне». Увы, не получилось. 11-е место, да и то только после весьма спорного штрафа Юкки Цунода за выдавливание соперника с трассы.

Что до Карлоса Сайнса, то его успех в субботней квалификации был снивелирован сначала Льюисом Хэмилтоном, затем Джорджем Расселом. А уж потом тенденцию, начатую гонщиками «Мерседес», продолжил еще и Серхио Перес. Прорываясь с 11-й стартовой позиции, мексиканец сумел на чемпионской машине дойти лишь до 4-го места. К досаде испанца и тиффози итальянской скудерии, в Монтмело машины немецкой заводской команды выглядели быстрее.

Серхио Пересу совсем не радостно стартовать так далеко, когда напарник на поуле

Что ждать на следующем этапе от легендарной марки, получившей в этом году нового начальника своей команды в Формуле-1, сказать сложно. Ответ мы получим лишь после Гран-при Канады, который пройдет уже меньше, чем через 2 недели в Монреале.

Слева направо со спины – Ферстаппен, Хэмилтон, Окон, Гасли, Рассел, Де Врис, Боттас и др.

Корреспондент «СБ» у красной дорожки на стартовой решетке

Петер Заубер и Франц Тост (справа) – последние из могикан в нынешней Формуле-1

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter