Календарь и традиции

Победитель — на коне!

Календарь и традиции

Наступивший 2014 год по восточному календарю — год синей (или зеленой) деревянной Лошади.


Ну как–то не получается сказать о коне — «животное»: ведь он первый друг и помощник человека как в обычной жизни, так и в «лiхую гадзiну». Возможно, поэтому, пожалуй, никто из братьев наших меньших не упоминается так часто в стихах, сказках, легендах и преданиях, причем практически у всех индоевропейских народов. А если вспомнить замечательные песни, где поется и о звоне копыт, и о шелковой гриве, и о необычайной красоты сбруе... Коня часто изображали на гербах. Его рисовали выдающиеся художники, он воплощен в прекрасных скульптурах. Ну а сегодня именно лошадиными силами мы порой измеряем мощность современных авто.


В народном представлении конь выступает символом силы, победы — не зря ведь о человеке, успешно преодолевшем преграды и достигшем своей цели, говорят: «Он на коне». А о том, кто много и тяжело трудится: «Работает, как лошадь». Быстрого коня сравнивают с ветром. В древней славянской традиции опекуном коня почитали Ярило, который представлялся красивым юношей в белых одеждах верхом на белом коне. В христианской мифологии мы видим на нем святого Георгия Победоносца, одолевшего страшного Змея. Конь для воина был настоящим другом: с поля боя раненого вынесет, найдет дорогу домой и никогда не заблудится. Отсюда и столь уважительное отношение к этому животному, которому особым гребнем чешут шелковую гриву и роскошный хвост.


По народным представлениям, общение с конем — это «разговор», «нетаропкая бяседа», что весьма благотворно сказывается не только на эмоциональном и психологическом, но и на физическом состоянии человека. Прошептав на ушко коню заветную просьбу, можно не сомневаться — она будет выполнена. Кстати, именно ухо коня во многих сказках обладает совершенно необычным свойством: так, влезая в него, Иван–царевич становится невидимым и абсолютно неуязвимым для врага. Мотив «крылатого коня», окруженного сиянием и звездами, характерен и для белорусских, и для других европейских сказок. У нас, особенно на северных территориях, созвездие Большой Медведицы часто называют Конь или «Каляснiца». В различных преданиях добрый конь спасает хозяина не только от вражьих нападений, но и от всякой нечистой силы. Ведь не зря подкова считается символом счастья: ее прибивают над входом в дом (кстати, крепят дугой вниз — чтобы счастье не ушло). Изображение коня служило также тотемным знаком — украшало верхнюю часть крыши дома, которую так и стали называть — конек. На территории Беларуси «канёвы слуп», или «конь» устанавливался в доме возле печки и выполнял функцию оберега. А вот череп коня — предмет двоякий: мог отгонять зло и был способен его привести, в зависимости от ситуации.


Исторически без коня не получило бы развития земледелие, он долгие времена служил основным транспортным средством для всех слоев общества. Поэтому понятие «безлошадный» во многом определяло социальный статус человека. А затем наступила эра железных, стальных коней и простой живой конек отошел в тень жизни, хотя непонятно, за что его так обидели. И все–таки интерес к лошадям у наших современников возрождается. Потому что такого верного друга предавать негоже.


Советская Белоруссия №2 (24385). Суббота, 4 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter