Победит тот, кто удивит

Об автопроме

Уверенно утверждаю, что вы, читатель, не знаете имени Валерия Семушкина. Это несправедливо и неправильно: он человек очень заслуженный. Его имя следует знать наравне с именами Порше, Калашникова, Антонова. Семушкин — прародитель практически всех «паркетников» и внедорожников, которые массово выпускаются по всему миру. История Семушкина крайне поучительна.


Среди водителей и экспертов принято пинать советский и российский автопром. Но ведь, собственно, советским он никогда и не был. Точнее, конструкции выпускавшихся в СССР машин, которые были американскими, немецкими, французскими, итальянскими.


Послевоенный «Москвич» — это немецкий «Опель». Самый последний, 2141–й, на котором и закончилась история марки, был калькой с «Рено–Симка». Первый, «горбатый» «Запорожец» был срисован, причем неудачно, с «Фиата–500». Даже знаменитая 21–я «Волга» была заимствована у «Форда». Как, впрочем, и предвоенная «эмка», поскольку и весь завод ГАЗ был куплен в Америке.


Про «Жигули» все знают — это «Фиат–124», лучшая модель Европы 1966 года. Послевоенную «Победу» оставим из уважения к названию. А больше в СССР ничего и не было! Формат публикации не позволяет подтвердить все сказанное иллюстрациями: «Москвич» и «Симка», «Волга» и «Форд»... Копии, близнецы! Уж поверьте на слово выпускнику автотракторного факультета. Все советские машины были вторичными, то есть устаревшими. А по качеству все проигрывали прототипу.


Все, за исключением «Нивы». В том–то и штука, что у нее вообще не было ни прототипов, ни аналогов. Нигде в мире! Теперь уж поверьте журналисту, который когда–то несколько дней провел на ВАЗе и долго беседовал с дизайнером Валерием Семушкиным. Интервью было опубликовано под заголовком «...И я выходил в поле».


Окончив ленинградское Высшее художественно–промышленное училище и оказавшись на ВАЗе, дизайнер мечтал создать автомобиль, какого еще не было: комфортабельный и доступный джип. Тогда в мире знали только армейские джипы, а в СССР был ГАЗ–69. Спартанский «Ленд Ровер» и «Шевроле–Блазер» (его называли «фермер во фраке») не в счет: то были машины штучные, эксклюзивные. Семушкин мечтал о массовом.


Идея выглядела бредовой, но дизайнер втайне набрасывал ее на ватман и прорабатывал детали. Так писатель работает «в стол», не надеясь на публикацию. А потом кому–то в правительстве пришла идея одарить советское крестьянство и председательский корпус новым «козликом» типа ГАЗ–69. Таким же проходимым сквозь хляби, но комфортнее. У Семушкина машина была почти готова...


«Нива» произвела в автомобильном мире шок, фурор. Ее расхватывали по всему миру не столько крестьяне и фермеры, сколько респектабельные горожане. «Нива» свершила революцию. Идею подхватили. Все эти «аутлендеры», «дастеры», «туареги» и прочие «крузеры» — все лишь потомки скромной, но великой «Нивы», детища дизайнера Семушкина.


Мораль. Я не разделяю скепсис некоторых экспертов относительно «Ё–мобиля» (от олигарха Прохорова) и суперкара «Маруся» (от шоумена и автогонщика Фоменко). Их создатели тоже хотят удивить мир. Это уже дорогого стоит. Причем обе машины уже практически на конвейере. Как показывает опыт (не только Семушкина), чаще мы преуспеваем именно тогда, когда не подражаем, а стремимся к новому, почти невозможному. Это очень стимулирует интеллект. Кстати, к созданию, по крайней мере, одной из этих машин приложили руку и белорусские ребята. Такие же, очевидно, в свое время удивили мир концепт–машиной под названием MAZ–Perestroyka. Жаль, что она осталась в макете, хотя идею в мире тоже подхватили.


Но такие ребята у нас имеются, потому что работают заводы и КБ при них. Аудитории технических вузов заполнены сотнями и тысячами будущих инженеров и конструкторов. Очень надеюсь, что кто–то из них тоже мечтает удивить мир и уже набрасывает свои замыслы на бумаге.


Впрочем, директор администрации Парка высоких технологий Валерий Цепкало утверждает (публично рассуждая на иную тему), что мечта должна быть необходимостью, императивом: «В периоды кризиса, когда... продукция не реализуется, предприятия должны направлять резервы на модернизацию производства, на инновации, на разработку новых видов продукции, которые «выстрелят» после того, как кризис закончится».


Семушкин по–прежнему при деле. И его машина, «выстрелив» когда–то, продолжает работать. Недавно она опять засветилась в мировых СМИ — на кадрах из Сербии о задержании Младича. Как новенькая!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter