Подпольщик Павел Цвирко внес весомый вклад в идеологическую борьбу с фашистами

Победа живым словом

Павел Степанович Цвирко, уроженец деревни Адамово (ныне Слуцкого района), во время войны состоял в Греской подпольной группе на Случчине, активно участвовал в засадах, уничтожении телефонно-телеграфной связи фашистов, издавал подпольную газету. Правнучка партизана Дарья Новикова, учащаяся 23-й столичной гимназии, с мамой Надеждой Цвирко стремятся сохранить память о нем и деле его жизни. Изучив документы из семейного архива, Дарья даже оформила научную работу об участии прадеда в партизанской борьбе. Ее исследование недавно победило в конкурсе исследовательских работ Советского района Минска. Гимназистка рассказала нам самые интересные факты о своем храбром и отважном предке.

В Национальном архиве сохранился личный листок Павла Цвирко по учету партизанских кадров.

По всем правилам конспирации

Группа греских подпольщиков, в которой был Павел Степанович, действовала по всем конспиративным законам. В ней состояли три подгруппы, и у каждой имелось свое дело. В состав одной подгруппы входили медицинские работники больницы, обеспечивавшие подпольщиков лекарствами и лечившие раненых партизан. Вторая группа занималась разведывательной деятельностью: ее участники работали в местном управлении немцев и имели доступ к секретным материалам. На третью были возложены обязанности по информационно-политической борьбе. 

Идеологическая работа партизана Павла Цвирко была поистине выдающейся: он с товарищами издавал газету «Сталінец», орган Греского райкома КП Белоруссии и районного Совета депутатов трудящихся. Павел написал более ста листовок и обращений к населению. И это несмотря на подтачивавшую его изнутри болезнь и припадки эпилепсии. Условия для работы в подполье были крайне тяжелыми, но удалось напечатать 31 номер в 1943-м и 36 — в 1944 году. 

Вот что говорит о прадеде Дарья:

— В июле 1941 года он прошел в Гомеле двухнедельные курсы подпольщиков и в августе был направлен в тыл врага на родину — в Греск. Здесь организовал группу в составе 25 человек. Два члена группы сразу получили задание наладить прием сводок Совинформбюро. В письмах к моему прадеду подпольщик А.Ф. Байковский вспоминал, что он приобрел радиоприемник у своего друга и спрятал его в печном дымоходе, а ночью принимал сводки и другие передачи из Москвы. 

Печать на вражеских бланках

Уже с конца 1942 года листовки и газеты стали издаваться непосредственно в партизанских соединениях. Необходимое полиграфическое оборудование партизанам доставляли с «большой земли». В советском тылу было налажено изготовление портативных типографий. Для издания газеты «Сталинец» они организовали типографские станки в мае 1943 года под опекой бригады им. Суворова. Расходными материалами (23 кг шрифтов и бумагой) подпольщиков обес­печила слуцкая группа, имевшая выход на немецкую типографию. Бумаги, конечно, не хватало. Среди листовок из семейного архива Дарья нашла экземпляры, напечатанные даже на обоях и немецкой полиграфической продукции.

Дарья Новикова оформила научную работу о прадеде, которая выиграла конкурс исследований среди школьников Советского района Минска.

Внучка партизана Надежда Цвирко рассказала нам о богатом наследии деда-подпольщика:

— Мы подарили 26 номеров подпольной газеты «Сталінец» за 1943—1944 годы, изданием которых занимался дед, фонду Национальной библиотеки. Эти газеты — пример бескомпромиссной подпольной партизанской прессы на территории Беларуси. Основное содержание газеты, конечно же, составляли новости с фронта, сообщения о боевых действиях партизан, освобожденных деревнях и городах Беларуси, а также о нацистских преступлениях. А еще на страницах газеты можно было прочитать произведения белорусских писателей. Там были опубликованы стихо­творение Максима Танка, обращение Кондрата Крапивы. Это было сильным вдохновляющим словом для всех, кто в нечеловеческих условиях сражался за Победу!

В сердцах навсегда

Внучка Надежда Цвирко пошла в своего деда, став журналистом. Теперь она делает экономические телевизионные сюжеты на одном из центральных телеканалов. Надежда вспоминает:

— Деда не стало, когда мне было 17. После войны он работал собственным корреспондентом газеты «Звязда» по Барановичской области, и сохранилось его удостоверение, выданное еще в 1945 году. К сожалению, я мало слышала о войне от него, да и не любил он говорить о ней, что, впрочем, неудивительно. В то страшное время дедушка потерял родных. Фашисты убили его родителей, сестру с маленьким ребенком, семью дяди, сожгли вместе с жителями родную деревню Адамово. Это страшная душевная травма на всю жизнь!



Надежда всячески поддерживает интерес дочери к военной и семейной истории и уверена, что современным людям нужно знать больше о подпольной борьбе наших дедов. Издание листовок, газет, их распространение на территории активного партизанского района на Минщине было связано с огромнейшим риском для жизни и неуклонно приближало славный День Победы.

shimuk@sb.by

Фото из семейного архива Надежды ЦВИРКО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter