Советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения

Победа приехала на Т-34

По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения.
По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения. Он был создан в конце 1930-х годов, находился в вооруженных силах СССР — России с июня 1940-го по сентябрь 1997 года. Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах — от Заполярья до Южной Африки. В 1942 году за создание Т-34 Сталинская премия первой степени была присуждена Михаилу Кошкину (посмертно), Александру Морозову и Николаю Кучеренко.


Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой. Известно, что в 1941 году на третий день после начала войны с Советским Союзом Гитлеру было доложено о двух захваченных танках: тяжелом КВ и среднем Т-34. Он пребывал в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал об их существовании. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», — заявил фюрер своим генералам.

Кстати, к лету 1943 года основным танком вермахта становится Т-V «пантера», формы броневого корпуса и башни которого были скопированы с Т-34. В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»


Для новых танков Т-34 и КВ-1, принятых на вооружение в 1939—1940 гг., промышленностью был разработан дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л. с. Главным конструктором танка Т-34 стал Михаил Кошкин. Приказом наркома тяжелой промышленности его назначают главным конструктором танкового КБ 190-го Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (с 1937 года — завод № 183). По заданию бронетанкового управления РККА КБ Кошкина спроектировало легкий колесно-гусеничный танк БТ-20, хотя он сам и не был сторонником колесно-гусеничного движителя. Осенью 1938 года на базе БТ-20 начались работы по созданию танка А-20. Впервые в отечественном танкостроении были применены броневые листы, расположенные под большими углами наклона, что повысило эффективность бронирования и улучшило его защитные свойства.

Гусеничный танк А-32, являющийся прямым предшественником легендарной «тридцатьчетверки», также был разработан осенью 1938 года. Существенным его отличием была замена колесно-гусеничного движителя более простым, гусеничным. Основным вооружением танка А-32 являлась 76,2-мм танковая пушка Л-10, с которой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ размещался в шаровой установке справа на верхнем лобовом листе корпуса.
 
19 декабря 1939 года постановлением Комитета обороны при СНК танк с толщиной брони в 45 мм и 76,2-мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии под обозначением А-34 (Т-34). Новый танк весил 26,3 тонны. Экипаж состоял из четырех человек: механика-водителя и стрелка, размещавшихся в переднем отделении танка, и двух человек в башне — заряжающего и командира, который одновременно выполнял обязанности стрелка-наводчика. 31 марта 1940 года Комитет обороны принял постановление о серийном производстве Т-34.


Начало его выпуска, явившееся завершающим этапом трехлетней упорной работы конструкторов и всего коллектива завода № 183, совпало с тяжелой утратой. После продолжительной болезни 26 сентября 1940 года от воспаления легких скончался Михаил Кошкин, ему было всего 40 лет.

В начале войны Т-34 серийно выпускался только на двух заводах: на Сталинградском тракторном (СТЗ) и на заводе № 183 в Харькове, который потом эвакуировали в Нижний Тагил. Кроме этого, судостроительный завод № 112 в Горьком тоже переводился на производство танков Т-34. Дизели перед войной выпускал лишь завод № 75 в Харькове. С началом войны их стал производить СТЗ, а несколько позже завод № 76 в Свердловске и Челябинский (ЧКЗ). Но дизелей катастрофически не хватало. И в 1942 году в Барнауле был срочно построен дизельный завод № 77.

Для танка Т-34 весом 25—26 тонн мощность 600—650 л. с. была излишней. Установка на него слишком мощного движка приводила к перерасходу топлива, выбросу пламени через выхлопные трубы и быстрому выходу танка из строя. Поэтому на двигателях, ставившихся на «тридцатьчетверку», приходилось  дополнительно устанавливать специальный ограничитель мощности.

Надо отдельно сказать о броне Т-34, которая изготавливалась из стали марки 8-С.  Летом 1942 года в связи с ростом производства танков дефицит материалов стал ощущаться особенно остро. В результате бронетанковое управление РККА приняло решение о поиске более дешевого заменителя стали марки 8-С. В конце августа металлургический завод №  178 изготовил для завода № 112 пробные листы толщиной 35, 45 и 75 мм с содержанием никеля 0,8—1%.


БТУ поручило заводу-изготовителю проверить новую сталь на сварку, обработку и прочность. Стрельбы, проводившиеся с расстояния 64 метра, показали «удовлетворительную бронестойкость». Удовлетворительную, но не хорошую или отличную. При попадании 45-мм бронебойного снаряда в броневой лист толщиной 35 мм в основном образовывались вмятины глубиной 14—20 мм и иногда пробоины с отколом. При попадании в лист толщиной 45 мм образовывались вмятины глубиной 9—11 мм и пробоины без откола. В то же время опыты показали, что выплавка указанной стали в мартеновской печи не вызывает дополнительных затруднений.

В конце 1943 года на танк была установлена более мощная пушка калибра 85 мм, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с новыми немецкими «тиграми» и «пантерами». Была введена также командирская башенка, значительно улучшившая обзор. Танк с указанными изменениями получил индекс Т-34-85 и был принят на вооружение. Первые его образцы начали сходить с конвейера Уральского танкового завода (эвакуированный завод № 183 и Уралвагонзавод, объединенные в одно предприятие) в марте 1944 года.

Танк Т-34 — это лучшее, что могла дать Красной Армии оборонная промышленность. В СССР он выпускался в течение шести с половиной лет. Т-34 занимает первое место в мире по массовости выпуска, на втором — американский танк «Шерман», выпущенный в количестве 48 тысяч штук.
Рекорды Т-34

•На начало Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось свыше тысячи Т-34.

•Это единственный средний танк, из пушки которого А.М. Фадиным был сбит летящий самолет противника.

•Он имел наибольший запас хода — 370—420 км.

•В СССР только в 1940—1946 годах выпущено свыше 60 000 танков Т-34.

•Это первый танк в мире, при массовом производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ.

•Во время Великой Отечественной войны экипаж Т-34 старшего лейтенанта Д.Ф. Лавриненко с 6 октября по 18 декабря 1941 года уничтожил 52 танка противника; 13 августа 1944 года экипаж Т-34—85 младшего лейтенанта А.П.Оськина уничтожил тяжелый танк «королевский тигр», впервые в этот день примененный противником на советско-германском фронте.

Факты собрал Николай КИВОБУД
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter