Победа на всех фронтах. Дмитрий Иванович Червяков и Александра Константиновна Никулина прошли вместе дорогами войны и 9 мая 1945 года поженились.

Они познакомились в далеком 1944-м, в Словакии, стоявшей в те дни на пороге знаменитого национального восстания. Молодая радистка Александра, заброшенная в словацкие Татры самолетом, обратила внимание на крутившегося вокруг нее бойца, впрочем, не более того. Однако та встреча оказалась поистине судьбоносной.

— Я с ним не дружила, — улыбается сегодня Александра Константиновна. — Но он явно выделялся из числа иных тем, что сейчас принято называть харизмой. Был адъютантом у Виктора Александровича Карасева — командира партизанского соединения имени Александра Невского. В 27-ю годовщину Великого Октября, в 1944-м, находясь в окружении, я целый день держала связь с Москвой. И во время одной из передач первой узнала, что Виктору Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза, а Дмитрию — орден Ленина.
Позже Александра узнала непростую, но такую насыщенную биографию Дмитрия. Он оборонял Москву в составе отдельной мотострелковой бригады особого назначения, участвовал в легендарном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. В качестве минера сражался в боях за Тулу и Сталинград, освобождал Украину. Наконец, в составе диверсионной группы выполнял специальные задания на территории Польши и Словакии...
После Дня Победы одна из первых послевоенных семей Советского Союза переехала в Минск. Радистка Александра продолжила трудиться по специальности на радиостанции, расположенной в Боровой воинской части. Муж встал к станку, отработал 55 лет токарем на Минском производственном объединении имени Ленина, нынешнем “БЕЛВАРе”. В 1973 году Дмитрий Иванович был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
“Это за работу в 9-й пятилетке”, — коротко поясняет он. Впрочем, зная, что МПО имени Ленина принимало участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, а труд токаря — особый и, можно сказать, штучный, догадаться о мастерстве и трудовых навыках бывшего фронтовика несложно. И не только о трудовых. Уже в редакции, изучая архивы, натыкаюсь на примечательный факт. В 1978 году группа новаторов Белорусской ССР — строгальщик Л.И.Потапович, а также токари Герои Социалистического Труда А.И.Хорольский и Д.И.Червяков — обратились в Президиум Академии наук СССР с письмом о необходимости расширить издательскую деятельность в области историко-технической литературы. “Мы часто выступаем как лекторы — новаторы производства перед рабочими предприятий, где рассказываем о своих профессиях, о своих новшествах, — отмечалось в том письме. — В наших лекциях говорится также об истории техники, о первых наших механиках”.
Дмитрий Иванович и Александра Константиновна искренне рады вниманию журналистов, радушны и приветливы. У них обоих множество наград — настоящих, боевых! — но войну они вспоминать не особенно любят. “Трудное было время”, — говорит он. Ему сейчас 89 лет, жена на год старше, но оптимизма их хватит на дюжину молодых. Есть две дочери, часто навещающие родителей в их чистом уютном гнездышке близ Комсомольского озера, открытие которого в 1941-м сорвала война. И она же, по иронии судьбы, свела вместе удивительную и душой, и биографией пару, с которой безумно интересно общаться.
Из семьи, подобной этой, всегда уходишь немного другим. Задумчивым и одухотворенным что ли. А еще — безумно гордым, что такие люди живут среди нас. Тихие и неприметные, они в то же время именно те самые праведники, на которых держится земля. И без которых не было бы Победы. Ставшей для всего человечества великим событием, а для этой минской семьи — событием вдвойне. “Народная газета” присоединяется к многочисленным поздравлениям, звучащим в эти дни в адрес Дмитрия Ивановича и Александры Константиновны, и желает этой удивительной фронтовой паре крепкого здоровья и еще долгих-долгих лет. А любовь свою они уже подтвердили — раз и навсегда. На вопрос, в чем секрет семейного долголетия, Александра Константиновна отвечает не сразу:
— Никогда не делать друг другу больно. Так получилось, что уважение между нами было изначально. Если же назревал спор, кто-то из нас просто уходил на время из дома. Чаще я — к подружке. А потом кто-то уступал первым. Ведь в семье — это не на войне. Здесь надо уметь уступать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter