История одного экспоната: мотор самолета Як-9 – немой свидетель героизма летчика легендарного французского авиаполка «Нормандия-Неман» Жака Гастона

Победа нужна как воздух

n-neman.by
Музей истории Великой Отечественной войны бережно хранит артефакты, которые не позволят нам забыть уроки истории. Один из них — мотор самолета Як-9. На нем летал Жак Гастон — летчик легендарного французского авиаполка «Нормандия-Неман», который отдал жизнь, освобождая Беларусь от фашистских захватчиков. Сегодня этот немой свидетель истории может многое рассказать о героическом подвиге молодого француза. 

Судьба героя

Посетители музея время от времени останавливаются у стенда, посвященного летчикам «Нормандии-Неман». Французские асы прикрывали наземные войска, сопровождали советские бомбардировщики и штурмовики, вылетали на перехват вражеских самолетов… География их воздушных побед огромна. Внимательно рассматривая экспонаты, посетители стенда слушают рассказ экскурсовода о героическом пути французского авиаполка, мужестве и отваге военного братства. Среди множества экспонатов почетное место занимает мотор самолета Як-9. 

— На этом самолете летал Жак Гастон, старший научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Юлия Колтович о судьбе французского летчика знает многое. — Он совершил всего 11 вылетов, последний — 26 июня 1944 года. В этот день поступил приказ блокировать с воздуха аэродром возле Борисова, с которого действовали вражеские истребители. В воздух полк поднялся в полном составе: 37 самолетов двумя группами взяли курс на запад. Им навстречу вылетело более 40 немецких истребителей… 

На сайте народного музея авиаполка «Нормандия-Неман» средней школы № 9 г. Борисова нахожу воспоминания летчика полка Франсуа де Жоффра: «...Немецкие истребители висят в воздухе. Радио с земли непрерывно предупреждает: «Внимание, товарищи!.. Немецкие Фокке-Вульфы. Немцы застигают врасплох Лемара и Гастона. Самолет Гастона поврежден более серьезно. Он переворачивается в воздухе, оставляя за собой дымный след. Мы не спускаем с него глаз. Секунда — и все кончено. Наши сердца наполняются гневом и яростью. Прощай, Гастон! Но бой требует полного напряжения всех сил. Муане и Табюре яростно преследуют фрица и превращают немецкий истребитель в пылающий факел. Это месть за Жака Гастона!..»

26 февраля 1945 года родители Жака Гастона получили следующее сообщение: «Мадам, имею честь сообщить вам некоторые сведения о вашем сыне Жаке Гастоне, пропавшем без вести, которыми я располагаю. 26 июня 1944 г. во время боевого полета советские бомбардировщики, в числе которых находился унтер-офицер Гастон, были внезапно атакованы двумя Фокке-Вульфами, открывшими в упор огонь. Самолет Гастона загорелся и упал. Этот бой произошел в 100 километрах от немецкой линии фронта над городом Борисовом на Березине. Даже если бы он воспользовался своим парашютом, он не смог бы вернуться на свою базу. Вскоре этот район был освобожден. Местные жители не могли рассказать подробности гибели, ибо немцы помешали им подойти к останкам сбитого самолета. В настоящее время невозможно что-либо уточнить. Сожалея о том, что в данный момент не могу вам дать всех сведений, которые вы вправе ожидать, приношу вам, мадам, мои соболезнования».

Молодому летчику не было и 24 лет. В памяти однополчан он навсегда остался улыбающимся, жизнерадостным парнем.

Второй дом

26 июня 1944 года Жак Гастон сделал последний боевой вылет.
Фото Алексея МАТЮША
22 года имя Жака Гастона числилось в списке пропавших без вести. Его отец Эдгар Гастон умер, так и не узнав, где сын нашел свое последнее пристанище. Годами мать, Александрин Гастон, отказывалась верить в смерть сына, надеялась на его возвращение. Лишь в 1966 году место гибели Жака удалось установить. Его обнаружили благодаря жителю деревни Авхуты Толочинского района Витебской области, которому в 1941-м было 10 лет. 

Сельчане видели, как в небе низко пролетел самолет со звездами на крыльях и упал в болото. Паренек нашел место крушения. Везде были разбросаны обломки, но самого самолета видно не было. Мальчик нашел куртку, в нагрудном кармане лежала книга на французском языке и удостоверение на имя Жака Гастона. Мальчишка отнес найденные документы в сельсовет. Председатель посоветовал отправить их в Москву. Мальчик так и сделал. Увы, ценный груз затерялся среди миллионов других отправлений.

— Лишь в 1964 году начались поиски сбитого самолета, — говорит Юлия Колтович. — Работы по извлечению его узлов из болота шли 6 дней. Кран поднял со дна 12-цилиндровый двигатель с номером на корпусе 345-2460. По нему установили, что за штурвалом летал Жак Гастон. Внутри самолета обнаружили его останки. Смертельно раненый, он не смог катапультироваться. Жака Гастона похоронили в братской могиле в поселке Славени Толочинского района. 

В 1970 году мать французского героя посетила могилу сына. В Музее истории Великой Отечественной войны экспонируются переданные женщиной фотографии различного периода жизни Жака и благодарственное письмо за сохранение памяти о сыне. В книге отзывов музея в школе № 9 Александрин Гастон оставила запись «Если бы мне пришлось выбирать вторую Родину, я бы выбрала Беларусь…»

Одну из деталей самолета, найденную на месте его крушения, борисовчане оправили хрусталем и деревом. Белорусская делегация встретилась в Париже с бывшим командиром полка «Нормандия-Неман» Пьером Пуйядом и вручила ему этот памятный сувенир. Генерал прислал в ответ теплое письмо со словами благодарности.

Сохранить, чтобы не забыть

Жак Гастон был искренним другом нашей страны. Проявлял к ней большой интерес, он старательно изучал русский язык и даже пробовал писать на нем стихи. Механик Дмитрий Бобров, обслуживающий самолет Гастона, рассказывал, что Жак быстро сходился с людьми, умел в трудную минуту шуткой поднять настроение, и если в какой-то компании находился этот молодой пилот, то там уже не обходилось без песни. В полку его любили за доброту и отзывчивость.

Советское правительство наградило Жака Гастона орденом Отечественной войны II степени и присвоило звание младшего лейтенанта. Французское правительство присвоило ему воинское звание, наградило Военной медалью и Военным Крестом с пальмовой ветвью. В военном приказе была такая запись: «Молодой летчик воплощал собой подлинный патриотизм. Он добровольно прибыл на германо-советский фронт после 18 месяцев, проведенных в Северной Африке в тюрьме Виши, чтобы присоединиться к движению Сопротивления. Летчик, подававший большие надежды. Первые бои на русском фронте доказали его горячее стремление бороться...»

Слава эскадрильи «Нормандия-Неман» жива. Среди имен французских летчиков, отдавших свою жизнь за освобождение нашей родины, запечатлено и имя сослуживца Жака Гастона — Мориса де Сейна. Морис быстро сдружился с напарником Владимиром Белозубом, простым парнем из села Покровщина Днепропетровской области. Их дружба служила примером для всего состава эскадрильи. Погибли они тоже вместе. В самолете произошла утечка горючего. Французу дали приказ катапультироваться. Но парашют был только один. Де Сейн отказался бросать своего белорусского механика и до последнего пытался приземлить самолет… 

КСТАТИ

25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение об участии французских частей в составе советских ВВС в борьбе против гитлеровцев. За время боевых действий на советской земле французские летчики совершили более 5 тысяч боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 немецких самолетов, уничтожили значительное количество живой силы и техники противника. За ратные подвиги полк был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского, а 96 французских летчиков — советскими орденами и медалями. Четыре летчика — Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап, Марсель Лефевр (посмертно) и Жак Андре — были удостоены званий Героев Советского Союза. Французское правительство наградило полк орденом Почетного легиона, Боевым Крестом с пальмами, Крестом Освобождения и Военной медалью. В июне 1945 года французские летчики на 41-м боевом самолете Як-3, переданном советским правительством в дар Франции, вернулись домой. Но не все. 42 летчика полка «Нормандия-Неман» погибли на советско-германском фронте.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter