Побасенки про Басеньку

Придумать хорошую сказку - это большое искусство Предлагаю начать с маленького теста: какие легенды об исторических персонажах вы можете припомнить, не обращаясь к специальной литературе и краеведческим брошюрам? Думаю, ошибусь только в порядке перечисления: самая "раскрученная" - Барбара Радзивилл, самая одиозная - Бона Сфорца, а дальше уже "по мелочи" - Пане Коханку, король Стах, Всеслав Чародей.
Придумать хорошую сказку - это большое искусство

Предлагаю начать с маленького теста: какие легенды об исторических персонажах вы можете припомнить, не обращаясь к специальной литературе и краеведческим брошюрам? Думаю, ошибусь только в порядке перечисления: самая "раскрученная" - Барбара Радзивилл, самая одиозная - Бона Сфорца, а дальше уже "по мелочи" - Пане Коханку, король Стах, Всеслав Чародей. За историями остальных надо в учебники да туристические путеводители лезть.

Так вот, многие ученые сейчас всерьез встревожены тем уровнем фольклора, которым мы привыкли населять свое прошлое. Конечно, в этом нельзя винить простого обывателя. Он всего лишь потребитель. Изголодавшийся, жаждущий побольше узнать - наесться собственной, когда-то плохо преподаваемой и потому не вызывавшей азарта, историей. И меню у него, бедного, небогатое. Как и положено голодному, согласному съесть все, что ни поднесут. Не однажды доводилось от историков да краеведов слышать угрозы начать "охоту на ведьм", а именно - на те нелепые образы достойных исторических персонажей, которыми друг друга да гостей зарубежных с удовольствием потчуем. Об этом корреспондент "СБ" беседует с доктором искусствоведения Тамарой ГАБРУСЬ.

- Конечно, устное народное творчество, которое живет само по себе, не зависит от науки. Но пора наконец взрослеть! Когда каждый экскурсовод, смакуя, рассказывает про очередную "панну" очередного парка, согласитесь - безыскусно. А чего стоит история, превратившаяся в национальную легенду, про несчастную Барбару - "черную Панну", которая до сих пор блуждает по Несвижу! Ведь любой школьник знает, что вся история этой женщины с Вильно связана. В пору ее недолгой жизни несвижский дворец и строить-то не начинали. Недавно вообще была удивлена - экскурсовод, рассказывая о Барбаре, ее Басенькой называл. Тоже мне Жигимонт Август! Нельзя с историей фамильярничать. Надо держать дистанцию и соблюдать пиетет.

Еще один персонаж, за которого обидно, - королева Бона. Между прочим, слышала сама: подруга, весьма образованная и основательная особа, как-то, сетуя на свекровь, "настоящей королевой Боной" ее назвала... Я и сама долго плохо относилась к королеве Боне Сфорце. А в последнее время поняла, что в культурно- историческом плане мы должны быть ей очень благодарны. Огромную роль она сыграла, привнесла очень сильный итальянский компонент в культуру белорусского Ренессанса. Она сама была представителем этой эпохи, причем ее эпицентра. Ведь воспитывалась она при дворе Лодовико Сфорца - в ту пору придворным творцом там был сам Леонардо да Винчи. Он формировал эстетический дух двора. Молодая девушка выходит замуж и переносит этот дух в Польшу. Были в Кракове, дворик Вавельский помните? Это сугубо эпоха Боны Сфорцы. Представьте - властная особа, которая очень стремилась укрепить королевскую власть в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском, в первую очередь она взялась за экономику. Большой рост местечек, даже перепланировка населенных пунктов той поры - все связано с эпохой Боны Сфорцы. Все делалось по итальянским образцам, лекалам. При ней же в основном наши города и местечки получали Магдебургское право. Как будто два века до нее у нас ничего не было - глухая возня между феодалами, и все. А тут просто взлет, во многом благодаря ее экономической политике.

- А как же романтика, сказка? Все приведем в строгое историческое соответствие, не всегда симпатичное и захватывающее, и чем заезжих удивлять станем? - спрашиваю я.

- Я тоже очень люблю романтику. И не отказываю в ней истории. Не люблю только дешевую, однотипную романтику. Неприятно, когда о любом парке высказываются в смысле "это второй парк в мире". При этом никогда не говорят, какой же в этом ряду - первый. В интерпретации истории все зависит от таланта. Ведь Сенкевич тоже, по сути, сказки писал. Но они самосознание формировали у целой нации! Мне очень импонирует, что люди сейчас широко интересуются историей. Но нет более истовых приверженцев идеи, чем неофиты. Здесь, напротив, расстановка нужна, спокойствие. Сумейте расставить исторические реалии, подать их - и они зазвучат сами по себе. Взять те же замки. Мое любимое занятие в последнее время - бороться за точную датировку, историческую атрибуцию памятников. Здесь у нас разница может до нескольких столетий доходить, причем не только у любителей - этим и профессионалы зачастую грешат. А ведь это важно - когда все четко выстроишь в хронологии, совсем другой результат получаешь. И нисколько не теряешь достоинства от того, что не приписал два-три столетия...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter