В Ельском районе люди преданы своим корням и традициям

По зову сердца

Ельщина — земля с историей. В VII—IX веках территорию района населяли племена дреговичей. Была она в составе Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. И называли Ельск по‑разному. Некоторое время он был известен как Каролин и Николаев.

Ельщина теряла жителей и деревни в дни нацистской оккупации, а еще после чернобыльской трагедии, но выстояла и сохранила неповторимый колорит с удивительными памятниками природы, самобытными деревушками. Таким видят край гости, которых не меньше восхищают и местные жители, — гостеприимные и открытые. Здесь, на самом юге Беларуси, они очень преданы своим корням и традициям.

Душа в узоре

Звания «Человек года» Гомельской области Надежда Суткаленко была удостоена за сохранение исторического наследия. Сейчас она на заслуженном отдыхе, а до пенсии четверть века возглавляла Ельскую районную центральную библиотеку.


— Мой дедушка работал на железной дороге, но был просто без ума от книг и приучал к чтению меня. Твердо уверена: книга делает наш мир и добрее, и лучше. Как только люди перестают читать, они перестают думать.

Надежда Анатольевна училась в Могилеве, а затем в Минске, работала по распределению в Мозырском районе, но все равно предпочла вернуться на родину, вместе с которой пережила и сложные годы после катастрофы на Чернобыльской АЭС.


— Если в 1986 году у нас было 66 населенных пунктов, то сегодня от трети из них остались только придорожные указатели. И это боль для каждого из нас. В 1990-е рядышком с библиотекой построили 100-квартирный жилой дом для переселенцев. И наша библиотека стала для них местом, где они могли общаться, эмоционально подзарядиться и даже получить психологическую помощь.

После чернобыльской катастрофы Надежда Анатольевна поняла, как стремительно может измениться мир и как важно сохранить то, что может исчезнуть в любой момент:

— Поэтому мы приняли участие в проекте «Живая память Ельщины». Выбирая с коллегами свою особинку, остановились на ельском народном костюме. О нем мало знает современное поколение. А ведь мы, деревенские жители, помним, как старушки сплошь и рядом ходили в вышитых юбках и фартуках. Вот последний элемент костюма и стали собирать.



Теперь в библиотечной экспозиции сотни экспонатов, здесь есть вышитые вручную фартуки из всех деревень Ельщины, еще живых и тех, что уже стали историей. Соседство с Украиной наложило свой отпечаток на стиль местных мастериц, которые украшали свои изделия яркими растительными узорами.

— По нашей коллекции можно проследить вехи истории края. Здесь есть и 100-летний фартушок, который выткала и украсила мастерица 1875 года рождения из деревни Богутичи. Любопытная работа из деревни Роза Люксембург, где когда-то жили этнические немцы. Фартук вышили их потомки. На ткани — лоза и кисти винограда. Такого узора не было ни в какой другой деревне района. А главное, если вы внимательно посмотрите вокруг, здесь ни одна работа не повторяется, потому что сделаны они не по лекалу. Сегодня берут рисунок и переносят на ткань, а раньше это все делалось на глаз. Каждый узор — вдохновение, с частичкой души деревенской мастерицы.



Экспозиция все еще носит название «Ельский фартушок», хотя давно дополнена платками, юбками, рушниками и даже наволочками. Получился полноценный музей вышивки. Экспонатами делились люди.

Коллеги продолжают дело Надежды Суткаленко. «Ельский фартушок» побывал уже в Гомеле, в Александрии, на Дне письменности в Рогачеве и на фестивале «Клiч Палесся» в Лясковичах. Экспозицию представляли Президенту Беларуси во время его визита в Ельск.

Язык деревьев

Лесничий Сергей Коваленко тоже заботится о сохранении истории. Только в поле его зрения — наследие самой природы. Вместе с Сергеем отправляемся в лес. Здесь, недалеко от дороги, на территории Кочищанского лесничества растет уникальная сосна-чаша — 80-летний памятник природы.


— Такую форму можно создать и искусственно, — рассказывает экскурсовод. — Но в данном случае это полностью естественный процесс.

Пожара Сергей Коваленко сам не помнит, но не менее занимательно может рассказать, как чудо-дерево в прошлом году спасали от короеда, а еще о народных приметах, в которые многие верят до сих пор. Старожилы советуют прикоснуться к стволу, мысленно рассказать о своих бедах — и проблемы тут же решатся! Часто приезжают сюда новобрачные, чтобы завязать на счастье ленточки.


Сергей в лесу провел все детство: бабушка водила по грибы-ягоды, учила общаться с деревьями, показывала, где воду можно пить, а где нельзя. Свой профессиональный путь он начинал в сельском хозяйстве, но со временем понял, что лесное ему ближе:

— Нравится лес, свои деревья, образно говоря, знаю в лицо. Леса у нас в основном сосновые и лиственные, ели из-за меняющегося климата становится совсем мало, она любит чернозем, а у нас почвы бедные. Пробуем новые виды: высадили около гектара ели лиственной, которая на зиму скидывает иголки. Сосну-лиственницу тоже пытаемся выращивать.

Об этом дереве бытует много легенд и сказаний. Говорят, когда в этих местах вспыхнул пожар и огонь уничтожал одно дерево за другим, сосна-чаша смогла уцелеть. Пламя подошло к самому дереву и внезапно потухло.

Знакомство с лесничеством продолжаем в деревне Кочищи, где лесоводы создали прекрасный мини-дендропарк. Здесь же расположилась их база — административное здание, гараж с обновленным машинным парком, недавно построили еще и баню. Сергей обращает внимание на тепличный комплекс, где выращивают посадочный материал для нужд всего лесхоза:

— После короеда до сих пор мы убираем поврежденные площади. Наша задача — восстановить лес, а для этого нужен качественный посадочный материал. Здесь же в теплицах мы выращиваем сеянцы с закрытой корневой системой — 192 тысячи штук ежегодно. Кроме сосны еще и декоративные породы: самшит, вечнозеленые туи.


Увлеченность Сергея Коваленко своим делом оказалась заразительной: первая супруга прониклась его примером настолько, что оставила работу бухгалтера и стала единственной женщиной-лесником в районе. В лесном хозяйстве работает и его нынешняя половинка.

Отцы и дети

Ельский район славится трудовыми династиями. В сельском хозяйстве среди них выделяется семья Косенко. Василий Иванович, нынешний руководитель ­КСУП «Скороднянский», пошел по стопам отца, который в свое время тоже стоял во главе сельхозпредприятия.


— Контора наша находится в деревне Валавск, здесь же я и родился, — вспоминает далекие годы Василий Косенко. — К земле привязался с детства, еще в школе стал помощником комбайнера. Помню, как летом 1987-го заработал на модный тогда магнитофон.

Отец Василия, Иван Иванович, династию, правда, создавать не планировал, хотел, чтобы сын пошел в юристы. Но у того были другие планы. Будущий руководитель отучился на инженера-механика и вернулся в родные края:

— Отец тогда был бригадиром, но ни о каком блате речи идти не могло — меня поставили кладовщиком, а уже потом инженером по сельхозмашинам. И будучи руководителем, Иван Иванович оставался верен принципам: оценивать людей по их делам. И я следую этим правилам тоже. Благодарен отцу, который переживал, зная цену этого хлеба, поддерживал, помогал.



Василий Косенко руководит «Скороднянским» уже десять лет. Хозяйство — лидер района, в области тоже на слуху.

— Тут после объединений фактически пять хозяйств в одном, по площади занимаем полрайона, — говорит о специфике предприятия директор. — Выращиваем кукурузу, рожь, тритикале, ячмень и овес…

Летом Василий Косенко начинает свой день в четыре утра, а к вечеру силы остаются только на то, чтобы упасть и заснуть. Такой ритм, признается, давно стал образом жизни. Переживания, тревоги за урожай уходят во время его сбора. Тогда душа потомственного агрария радуется.

Посевные площади в хозяйстве планируют к следующему году увеличить, а значит, нужна будет новая техника.

— Область обещала помощь с обновлением парка зерноуборочной техники. Бесплатно нам строят сегодня зерносушильный комплекс. Помощи от государства хватает.


Василий Иванович стремится подкреплять опыт и новыми знаниями — заочно окончил сельскохозяйственную академию, куда во время его учебы поступил и сын Юра:

— На сдачу одного предмета как-то пришли вместе. Преподаватель сказала сурово: «Сдавать будем долго и серьезно». Я ей: «Мне стыдно, там сын вон сидит». Она меня окинула взглядом и взяла зачетку, а потом повернулась к сыну: «Юра, вставай, будешь за отца сдавать!»

Все три сына Василия Ивановича тоже работают в «Скороднянском», младший, Иван, пока получает образование. Здесь же трудятся и представительницы женской части семьи. Все, как и наш герой, только по зову сердца.

Из нефтяников в пчеловоды

Сельчанин Игорь Семененко когда-то бросил высокооплачиваемую работу на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе.



То ли случай, то ли зов предков, рассуждает наш герой, привел его к пчеловодству:

— Как-то предложил мне друг вместе поехать в Мозырь и купить там пару семей пчел — чтобы с пользой проводить свободное время. А может, тут и генетическая память включилась: мои дед и прадед занимались бортничеством, в лесу и сейчас можно найти их колоды.



Учился общению с пчелами Игорь методом проб и ошибок. Общался с опытными пчеловодами. И это дало свои плоды. Со временем он и его жена решили, что любимому делу нужно отдаваться полностью, и сменили профессию. Сейчас работают пчеловодами, правда, на разных сельскохозяйственных предприятиях, и параллельно занимаются собственной пасекой.

Игорь Семененко везет нас в деревню Роза Люксембург, где на участке оборудовал свою пасеку.



Чтобы успокоить насекомых, Игорь дает немного дыма в леток, поджигая осиновую труху: дым получается мягкий, совсем не едкий.

— К пчелам нужно приходить чистым, костюм стираю минимум раз в неделю. Они различают цвета, лучше надевать светлое, а еще лучше — голубое. Пьяных пчелы не любят и к запахам строги: ни солярки, ни бензина, чтобы духов не было или одеколона. А если рыбой пахнут руки — вообще боже упаси! А еще пчелы, как собаки, чувствуют, когда их боятся. У меня тут две породы: краинская и бакфаст. Последние очень миролюбивые, кроткие, спокойные, прочно сидят на сотах.

Кормятся пчелы нектаром с ближайших лугов и лесов. Рядом с деревней 20 гектаров гречихи: когда она зацветает, гречишный запах над пасекой разносится на следующий день.


— Каждый мед имеет свой вкус и свою пользу, — делится нюансами профессии пчеловод. — Гречишный — самый темный, вкус с горчинкой. Рапсовый полезен сердечникам, его сильно любят россияне, постоянно ко мне за ним приезжают.

За сезон Игорь качает около тонны меда. В золоте не купается, но о том, что когда-то бросил высокооплачиваемую работу, не жалеет. У своих же подопечных, считает, многому можно поучиться:

— Пчелы учат нас трудолюбию и ответственности. А без этих качеств рассчитывать на полную чашу не приходится. Если же любишь свою работу, то изнурительной она не кажется.

С цифрами по жизни

Учитель математики Ельской районной гимназии Валентина Трошко никогда не стояла перед выбором профессии.

— Папа в школе показывал лучшие результаты, когда дело касалось цифр. Видимо, любовь к ним передалась и мне, — объясняет Валентина Яковлевна. — Жаль, что учиться не пошел: после войны ему 15 лет было, бабушка одна осталась, нужно было кормить семью.


Золотая медалистка окончила в Минске пединститут, но целенаправленно вернулась на родину:

— После Чернобыля у нас с мужем была возможность поехать в Москву. Он строитель, работу предложили быстро, там у нас жили родственники. Муж съездил, посмотрел и махнул рукой: «Как увидит моя Валя, что нет здесь даже березки, так никуда и не поедет». И он прав был, привязана я к родным местам...



Заслуженный учитель Беларуси Валентина Трошко реализовала свои таланты и без переезда в мегаполис.

С 2009 года Ельская районная гимназия занимается подбором мотивированных детей. Как результат, 70—80 процентов выпускников становятся студентами вузов, в том числе самых престижных. Валентина Яковлевна видит в этом заслугу всего педагогического коллектива, который стремится увлечь детей, каждый своим предметом:

— Мы с коллегами засиживаемся до вечера, чтобы провести дополнительные занятия. К каждому ученику — индивидуальный подход: смотрим репетиционное тестирование, анализируем, чтобы закрыть все пробелы в знаниях. Я, например, постоянно решаю задания из разных пособий.


Есть у педагога еще один дар — предсказывать результаты ЦТ своих учеников почти до балла. Максимально возможному результату выпускника Александра Холодовича, который сейчас учится в столице, она даже не удивилась. Была абсолютно в нем уверена. В том году пошла еще дальше: почти точно спрогнозировала тип заданий из группы Б, именно их и повторяла с ребятами.

— Обожаю свой предмет, работу, гимназию, учеников. И как же замирает сердце, когда они потом благодарят. Даже те, с кем, казалось, была очень строгой. Особенно, помню, радовалась, когда мой выпускник Руслан получил диплом и приехал с ним ко мне, чтобы первой показать.

Валентина Трошко увлекает учеников еще одной своей страстью — любовью к спорту:

— Я болельщик со стажем. Честно скажу, под Олимпиаду могу и отпуск взять, чтобы полностью погрузиться и болеть за наших. Люблю теннис, биатлон, плавание, легкую атлетику.


Учитель готова часами говорить о спорте, математике и юных талантах, но абсолютно не переносит похвал и наград:

— Не ради этого отдаю всю себя своему делу: не могу иначе. Ни разу в жизни не схалтурила, не пришла на занятия неподготовленной. Уверена, что детей нельзя обмануть, они чувствуют любую фальшь. И ребят учу, что честный труд и порядочность — главное в человеке.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter