По жизни — с музыкой и... молотком

Можно ли на зарплату учителя музыки растить троих детей и строить жилой дом? Да, утверждают супруги Скориновы из ШумилиноКак свекровь перетянула молодоженов к себеВиктор и Елена познакомились в Витебском музыкальном училище. Оба учились по классу народных инструментов, она играла на цимбалах, он — на баяне. Дружили шесть лет. А потом в деревне Стражевичи под Чашниками сыграли свадьбу. Чтобы разместить гостей, число которых перевалило за сотню, поставили во дворе военную палатку.Лена преподавала в музыкальной школе Чашников, Виктор отслужил в армии. Молодожены стояли перед выбором: где начинать самостоятельную жизнь. В Чашниках Елену не хотели отпускать из школы. Но свекровь Галина Николаевна уговорила детей переехать в Шумилино, чтобы быть рядом. Дескать, здесь тоже музыкальная школа и работы хватит всем. Первый месяц ютились у родителей, а потом получили комнатку в общежитии — 3х3, с туалетом на улице. Но к трудностям молодым было не привыкать. Не белоручки — оба из семей, где по трое детей.

Принцип первый: учиться все делать самим
Сегодня у Скориновых подрастает трое детей: старшей Оле — 12 лет, Васе — 8, Машеньке — год и четыре месяца. Оля играет на цимбалах, Вася — на баяне, а Машенька пока только поет.
— Дети должны быть чем-то заняты, если не музыкой, то спортом или чем-то еще, — говорит Виктор. — И это совсем не значит, что они, как и мы, станут музыкантами. Главное — у них есть свои обязанности, и они больше успевают, лучше развиваются. Музыка любит трудолюбивых, готовясь к экзаменам, дети тренируют память. Пусть учатся уметь все.
Оле было десять лет, когда семья переехала из общежития в свой дом. После рождения первенца Елене и Виктору дали комнату уже в благоустроенном общежитии, где было просторнее. Тогда, в 1996-м они и решили строиться. Был еще жив отец Виктора, всю жизнь проработавший экскаваторщиком. Участок оказался на болоте, зато рядом с центром, а значит, и до работы близко.
— Сколько машин с грунтом, песком завезли на этот участок — не счесть, — вспоминает Елена. — Засыпали болото, выкопали водоем, который собираемся облагораживать. Пока в нем живут бобры. И что нам с ними делать, не знаем. Боимся, чтобы садовые деревья не погрызли.
— Как же вам удалось такой дом-красавец выстроить? — интересуюсь я.
— Без кредита у нас ничего бы не было, — говорят супруги. — Но и этих денег не хватило бы, если бы мы основную часть работ не выполняли сами. Строительная бригада только стены возвела и оштукатурила. Все остальное — крышу, полы, электропроводку, окна, двери, сантехнику — делал Виктор. Ему помогали жена и отец.
Скориновы сами продумывали планировку комнат, их пока три плюс просторная прихожая, кухня, санузел.
— Не верьте мифу про музыкальные пальчики, — смеется Виктор. — Музыкант может делать любую работу, было бы желание. Прошлым летом надо было забор у дома ставить — так я и кирпичную кладку освоил. Даже автомобиль ремонтирую сам.
Скориновы привыкли рассчитывать только на свои силы и возможности. Теперь из родителей у них осталась одна Витина мама, Галина Николаевна, у которой больные ноги. Она очень переживает, что не может, как раньше, с внуками посидеть. Ну ничего, старшие дети следят за младшенькой, когда мама и папа на работе.
Принцип второй: выйти раньше из декретного отпуска
В декретном отпуске Елена не сидит. Трудится, как и прежде, в музыкальной школе. Они не могут позволить себе такой роскоши — не работать.
— Если бы мы работали плохо, то давно попали бы в категорию малообеспеченных семей, — рассуждает мама троих детей. — Готовим учащихся к выступлениям на конкурсах. За удачное выступление, глядишь, и премию выпишут.
Елена имеет высшую категорию, тянет на две ставки, заработала в январе миллион двадцать тысяч. Виктор — 770 тысяч рублей. Около ста тысяч составляет пособие по уходу за ребенком до трех лет (оно наполовину уменьшилось, когда мама вышла на работу). Практически все пособие уходит на питание Машеньки — детские смеси, пюре.
Ежемесячно Скориновы выплачивают ссуду (брали ее на покупку автомобиля) и потребительский кредит на мебель — всего выплаты составляют 770 тысяч рублей. Коммунальные платежи, свет, газ, вода — 150 тысяч. Тысяч 60 надо Оле и Васе на питание и карманные расходы. Остальные деньги уходят на покупку продуктов питания.  Молоко, творог, йогурты, хлеб, колбасные изделия — традиционный набор для семейных завтраков и ужинов. Для полноценных обедов как-то в ноябре купили половину поросенка, килограммов на 40. Отдали 400 тысяч, зато вот уже три месяца Елена готовит из него фарш для котлет, бульоны варит.
— Картофель и овощи мы тоже покупаем, — говорит Елена. — На свой огород просто нет времени. Но этим летом собираемся все же грядки разбить и вплотную заняться благоустройством участка.
Принцип третий: ничего не бойся и читай законы
Когда Оля родилась, правительство как раз приняло решение о помощи молодым семьям при строительстве индивидуального жилья. Скориновы рискнули взять положенный им льготный кредит. В 96-м это было 300 миллионов рублей. Некоторые боялись с такими суммами связываться, как говорится, берешь чужие, а отдаешь свои...
— Если бы выплату всей суммы не растянули на два года, мы дом построили бы куда быстрей, — делятся Елена и Виктор. — Но галопирующая инфляция съедала средства. Последний транш в 50 миллионов приравнивался к 100 долларам.
Дом строили девять лет. Зато теперь выплаты по кредиту, не смейтесь, одна тысяча рублей.
Третьего ребенка Елена и Виктор не планировали. Бог дал. И как раз вышел новый указ — семьям с тремя детьми положен льготный кредит для улучшения жилищных условий. По нормативам в доме не хватало полметра площади, чтобы всем выходило по 15. Семья снова взяла положенный льготный кредит, под 3 процента годовых, чтобы достроить мансарду, утепленную, с двумя комнатами. Для Оли и Васи.
— На своем опыте убедились, не нужно бояться брать кредиты и ссуды, как и не нужно бояться иметь третьего ребенка, — говорит Елена. — С детьми как будто второе дыхание открывается и ты все успеваешь.
Самой обременительной оказалась ссуда на покупку автомобиля. Чтобы побыстрее с ней рассчитаться (в новом году автоссуда больно ударила по семейному бюджету), пришлось взять еще один кредит на потребительские нужды в белорусских рублях, одолжить у сестры и закрыть вопрос. Для Скориновых автомобиль — необходимость, выбрали самую экономичную модель. И все равно тысяч сто на бензин в месяц уходит. Детей подвозят к школе, так безопаснее, ездят на работу, чтобы в любой момент можно было вернуться к Машеньке. Иногда собираются всей семьей в Витебск в бассейн или на рынок.
Принцип четвертый: не собирай, а вкладывай деньги
Честно говоря, был период, когда денег в семье катастрофически не хватало: дом не достроен, а так хотелось все довести до ума. Тогда и решили в дополнение к основной работе заняться предпринимательством. Елена зарегистрировалась как ИП, и в выходные дни продавали на рынке бакалею.
— Потом нас перевели в торговый дом и предложили сменить ассортимент, — рассказывают супруги. — Назвали свое предприятие “Шумград”, торгуем косметикой и стройматериалами. Да, иногда выходит нулевой доход, иногда появляется прибыль. Мы бы уже и бросили этот бизнес, но как распродать товар, на который потратили свои же деньги?! Все это не так просто. Но и перспективы не видим. Поэтому музыкальную школу мы никогда не бросим. Это — наш мир. А “Шумград” прикрыть никогда не поздно.
Елена — и директор, и бухгалтер в одном лице и без оплаты труда. Оплачивает только работу своим двум продавцам, платит за аренду торговых точек. Хлопотно, конечно. Иногда допоздна засиживается за бумагами — продумывает ассортимент, проводит мониторинг покупательского спроса. Близость областного центра сказывается на покупательской способности жителей Шумилино.
Не знаю, достоинство это или недостаток, но Скориновы любят тратить деньги быстрее, чем их зарабатывают. Вот появилась какая-то прибыль в кошельке, купили Олечке блузу для выступления на концерте, Машеньке — теплый махровый костюм, Васе и себе — коньки и лыжные ботинки. Мечтают установить во дворе за домом бассейн и дорожки плиткой выложить. Идеи обгоняют возможности и не позволяют успокаиваться на достигнутом. Наверное, прав был тот, кто сказал: хочешь жить — умей вертеться. Звучит, вроде, по мещански. Хотя с какой стороны посмотреть. Любое дело — двигатель прогресса. Будет дело — и все получится, удача улыбнется, в доме поселится счастье.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter