По желанию клиента...

Появятся ли в Минске альтернативные экскурсионные туры?
Появятся ли в Минске альтернативные экскурсионные туры?

Сегодня во всем мире городские экскурсионные маршруты — доходный и энергично развивающийся бизнес. Они — атрибут любого мегаполиса. Помимо того, что красота, как известно, спасет мир, архитектурная красота, по мысли туристических агентов, еще может приносить и прибыль. Жаль, что у нас сегодня увлекательная область знания городской истории остается уделом знатоков, вместо того чтобы стать основой для нового сектора развлечений, давно процветающего на Западе и в крупных российских городах.

Мы шагаем по Москве...

В Москве на рынке туристических услуг пользуются успехом новые экскурсионные маршруты — туры с привидениями, путешествия по местам громких преступлений, следам героев булгаковского романа «Мастер и Маргарита», посвященные тайнам, омытым водами Яузы, наконец, драматическим событиям из жизни узниц московских монастырей. Или, например, ночная экскурсия по фабрике «Красный Октябрь»... Хотя, несмотря на коммерческую привлекательность таких маршрутов, востребованных как москвичами, так и гостями столицы, десятилетиями посещавшими Кремль и Мавзолей, раскрепощение туристического бизнеса тоже идет не так быстро. Экскурсоводы, по большей части выходцы из строгой академической советской школы, пока еще сами стесняются провозглашенной провокационности некоторых альтернативных туров, выходящих за рамки исторических энциклопедий. Первый подобный тур был разработан всего 8 лет назад. Между тем на Западе такие экскурсии практикуются уже не одно десятилетие. В Англии вы можете отправиться по следам Джека–потрошителя, в Ирландии — по местам великих убийств, в Шотландии — по тропам охотников за привидениями.

Наверное, ничего нет удивительного в том, что вместо Красной площади и Мавзолея некоторые гости столицы рвутся в альтернативные туры. Слишком долгое время Москва представала перед нами ухоженной пионеркой в накрахмаленном передничке. Пришло время заглянуть в ее будуары, на чердаки и в подвалы.

Ближе к природе, дальше от офиса

Как выяснилось после разговора с работниками белорусских туристических компаний, проблема освоения новых маршрутов для Минска чрезвычайно актуальна. Экскурсоводы озабочены ею в той степени, в какой понимают, — рынок надо менять. Пока же по–прежнему из экскурсий по столице вам могут предложить следующие: «Огни вечернего Минска», «Минск — обзорный», «Минск — религиозный», «Минск — спортивный (или театральный)». Да вот к Новому году подготовят программу «Здравствуй, елка!».

Но клиент нынче желает удивляться. Единственная настоящая новация, которая прижилась на туристическом рынке сегодня, — это корпоративные экскурсии, которые все больше входят в моду. Здесь имеет место импровизация. По желанию клиента сюда может быть включено посещение какого–либо историко–архитектурного объекта с последующим выездом на пикник с белорусским колоритом. Вам могут накрыть стол в лесу по заранее утвержденному «райдеру»: блины, сало, зелень, рыбка, огурчики, медовуха, самогон. Если ваш офис непьющий, спиртное заменят квасом, соком или, на худой конец, минеральной водой. Разумеется, все будет происходить в живописном уголке, где–нибудь на берегу речки. Для вас пригласят самодеятельных актеров из местного ДК, наряженных в костюмы леших или кикимор. Они сыграют вам на гармошке, придадут мотивацию тостам, организуют конкурсы в стиле советской телевизионной передачи «А ну–ка, девушки», плавно переходящей в «А ну–ка, парни». Кончится все, как водится, тем, что раскрасневшиеся от свежего воздуха менеджеры с упоением начнут прыгать через костры.

За колоритом — в глубинку

Сегодня с организацией «Минск–турист» работают 45 экскурсоводов. Новых методических разработок, уже проверенных на практике, пока нет. За привидениями вам придется ехать в Гольшаны и Несвиж. За экзотикой и колоритом женского монастырского быта — в Полоцк. Хотя, согласитесь, в самой столице немало мест, которые могли бы стать основой альтернативного тура. Возьмем, к примеру, тот же Лошицкий парк. Тут тебе и сохранившиеся постройки XVIII века, пропитанные духом старины, и велосипедные дорожки одного из самых знаменитых владельцев усадьбы Евстафия Любанского. Маньчжурский орех, горная и крымская сосна, сибирская пихта, магнолия, которую Любанский специально для своей жены привез из Японии... В конце концов, «обручальный» дуб — так называемое дерево влюбленных, к которому до сих пор приходят просить здоровья, любви, дружбы и творческого вдохновения. Гуляя по тенистым аллеям Лошицкого парка, можно вспомнить, что по этим тропам прохаживались Винцент Дунин–Марцинкевич, Станислав Монюшко и другие известные люди.

Или вот — старейшее Кальварийское кладбище. По официальной версии, ему около 170 лет. По другим данным, захоронения на этом месте ведутся уже более 600 лет...

Любопытных мест в Минске предостаточно. Однако они по–прежнему не «в фокусе» у экскурсоводов.

Экскурсовод — всему голова?

— К сожалению, волна сокращений, которая началась в нашей профессиональной среде с 1991 года, сказалась на всей ситуации, — рассказывает ведущий специалист Национального агентства по туризму Мария Асташова. — В этом отношении создание Национального агентства по туризму стало чрезвычайно продуктивным шагом. С прошлого года экскурсии стали постепенно обновляться. Для этого, разумеется, требуются средства, и немалые. Для начала было бы неплохо обновить что–нибудь в самых простых маршрутах, потому что все должно происходить разумно и постепенно. Конечно, во всем мире есть примеры альтернативных туров. По желанию клиента, я думаю, у нас может быть организовано что–либо подобное. Для этого надо написать текст, разработать маршрут. Но не стоит забывать и о том, что подготовить и организовать подобную экскурсию — это достаточно дорогостоящий процесс.

Итого...

Конечно, как уверяют психологи, агрессивная урбанистическая эстетика большого города способна подавить любые романтические порывы. Потому и складывается впечатление, что увлеченные знатоки, способные рассказать про исторические места белорусской столицы, — уходящая натура, а из окруженного спальными районами, загроможденного офисами исторического центра неумолимо улетучивается дух времени. И лишь наша генетическая память способна заполнить пробелы нашего невежества. Впрочем, дело, на мой взгляд, как всегда, заключается в личности экскурсовода. И в личной его заинтересованности. Я бы даже сказал — в его влюбленности в Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter