По “Зеленым маршрутам”. Популярная в Европе концепция приживается и на белорусской земле

“Зеленые маршруты”, или Greenways, — это туристические пути природного и культурного наследия, проложенные вдоль “зеленых” коридоров — традиционных и исторических торговых путей, а также вдоль естественных природных. Такие маршруты поддерживают “устойчивый” туризм и отдых, пропагандируют здоровый образ жизни. Связывая региональные достопримечательности и инициативы, они повышают уровень жизни местных жителей, оживляют местную экономику, помогают сохранить культурные и природные ценности. Популярная в Европе концепция “Зеленые маршруты” адаптируется и в Беларуси — в рамках проекта Европейского союза и Программы развития ООН “Устойчивое развитие на местном уровне”.

Этот проект рассчитан на тесное сотрудничество властей с местными сообществами на региональном уровне. Заинтересованные в создании “Местных повесток-21” и зеленых маршрутов регионы подали заявки на участие. Конкурсная комиссия отобрала 35 пилотных регионов, которые получат методическую, организационную, информационную помощь, а позже — и финансовую поддержку для своих мини-проектов.

“Кольцо чемпионов”

Не так давно запущена серия обучающих семинаров-тренингов в различных регионах Беларуси.
— Наши специалисты помогают властям и местным сообществам — владельцам агроусадеб, фермерам, бизнесменам, частным предпринимателям, представителям сферы образования и общественных организаций, другим активистам — разобраться в проблемах своих регионов, — рассказывает тематический координатор проекта Олег Белячиц. — Получается, что те уже самостоятельно продумывают и предлагают идеи по решению этих же проблем. Наиболее часто в регионах предлагают создать экологические лаборатории для школьников, чтобы они смогли наблюдать за состоянием окружающей среды “по-взрослому”.
Одной из наиболее масштабных идей, поддержанных ПРООН, стала задумка исполняющего обязанности директора спортивного комплекса “Стайки” Андрея Третьякова. Он предложил “закольцевать” спорткомплексы “Стайки”, “Раубичи” и “Ратомка”, чтобы эти крупные тренировочные базы не простаивали. Сейчас туристический маршрут разрабатывается, провезти первых туристов по “Кольцу чемпионов” планируют через несколько месяцев. Как пояснил Олег Белячиц, этот туристический маршрут будет наиболее интересен молодым, увлекающимся спортом людям. Примечательно, что это будет не просто коллекция чемпионских вымпелов, а живая спортивная история. Здесь расскажут, когда и кто тренировался на конкретных снарядах, не исключено, что можно будет опробовать на себе весь “чемпионский” инвентарь. В минское туристическое кольцо включат и владельцев агроэкоусадеб, готовых предложить туристам свои услуги. 

Ай да Анненская ярмарка!

А вот в Зельве планируют возродить знаменитый фестиваль. Этот небольшой поселок когда-то был известен практически всем купцам Европы. И немудрено, ведь здесь проходила Анненская ярмарка — одна из самых крупных в Старом свете. Сегодня об этом празднике напоминают “конный” герб поселка и жеребенок, поставленный в здешнем сквере в прошлом году. К слову сказать, местные жители уверяют, что одно из копыт у него “денежное”.
— О зельвенцах раньше говорили, что они живут один месяц в году, все остальное время они существуют. Это потому, что всего на месяц, начиная с 25 июля, здесь “поселялась” Анненская ярмарка, — рассказывает заместитель председателя Зельвенского райисполкома Валентин Семеняко. — На центральной площади по периметру размещались торговые ряды, преимущественно зельвенских евреев. Люди приходили сюда не только поторговаться, но и пообщаться, по-
спорить, поиграть в карты.
В те времена в Зельве жило чуть больше тысячи человек, во время ярмарки население увеличивалось в два-три раза. Тогда можно было встретить не только купцов, торговцев, но и ремесленников, крестьян из соседних деревень, мещан из Волковыска и Слонима, зажиточных господ с прислугой, офицеров, чиновников, артистов. Российские купцы здесь торговали кожаными, бронзовыми, медными, железными, фарфоровыми, фаянсовыми и стеклянными изделиями. Из Украины привозили лакомства, масло, свечки и мыло. Ярмарка была еще и связующим звеном между великорусскими губерниями и дальним зарубежьем, потому приезжали торговать из Польши, Франции, Нидерландов, Австрии, Пруссии, Италии, Дании, Швеции и многих других стран. Местные жители помогали приезжим заключать договоры, то есть предоставляли услуги нотариуса, давали ночлег, кормили и развлекали.     
По словам Валентина Семеняко, в первую очередь ярмарка славилась лошадьми, хотя на ней можно было купить и крупный рогатый скот. Есть сведения, что своих коней продавали здесь даже Сапеги. Они имели свой конный завод, где было более тысячи голов английской, датской и турецкой пород.  Сегодня планируется возобновить эту историческую традицию. Вполне вероятно, что скоро Анненская ярмарка станет еще одной “зеленой” точкой туристической карты Беларуси.
Новая для Беларуси концепция “Зеленые маршруты” имеет много сторонников и с энтузиазмом поддерживается. Уже несколько лет принимают туристов в Россонском районе с зеленым маршрутом “Голубое ожерелье Россон”, в Лепельском развернулся “Край жоўтых гарлачыкаў і сівых валуноў”, “Ігуменскія конныя сцежкі” прошлись по Смиловичскому району. Правда, о том, что предложат другие пилотные территории, мы пока можем только догадываться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter