По зеленому коридору

Крепость союза проверяется на его границе

Крепость союза проверяется на его границе


ЭФФЕКТИВНОСТЬ Союзного государства и Таможенного союза, а в недалекой перспективе и единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана во многом зависит от того, как организован контроль за перемещением товаров через общие внешние границы. Эту тему корреспондент «СОЮЗа» обсуждает с первым заместителем председателя ГТК Беларуси Владимиром Гошиным.


— Владимир Анатольевич, что можно сказать о сегодняшнем уровне готовности Белорусской таможенной службы к выполнению дополнительных функций, вытекающих из более тесной интеграции Беларуси с ближайшими экономическими партнерами — Россией и Казахстаном?


— Мы полностью готовы к решению задач в новых условиях. Начнем с инфраструктуры. Сегодня на балансе белорусского ГТК 24 автодорожных пункта пропуска. 10 из них уже полностью реконструированы и обустроены с учетом современных требований. Они находятся на основных магистралях и пропускают три четверти грузового автотранспорта, пересекающего подконтрольные Беларуси внешние границы Таможенного союза. Созданы комфортные условия и для владельцев легкового автотранспорта.


Все это результат планомерной деятельности белорусского Правительства, Союзного государства, сотрудничества с Евросоюзом. Так, в прошлом году завершилась национальная пятилетняя государственная программа модернизации автодорожных пунктов пропуска. С 1997 по 2007 год выполнялась союзная программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры. В итоге пропускная способность упомянутых 10 модернизированных пунктов пропуска увеличилась в 2,5 раза — с 8 до 21 тысячи автомобилей в сутки. Это, конечно, потребовало достаточно много средств. Только из бюджета Союзного государства на обустройство таможенной инфраструктуры в Беларуси было выделено 1.624 миллиона российских рублей. Еще более крупные суммы поступили из госбюджета Беларуси.


Однако поток грузовых автомобилей, пересекающих западную границу Таможенного союза, уже достиг уровня докризисного 2008 года и продолжает нарастать. Поэтому на днях Совет Министров Беларуси принял новую комплексную программу обустройства автодорожных пунктов пропуска, рассчитанную на ближайшую пятилетку. В частности, на белорусско–польской границе предусматривается в 2011 году сдать в эксплуатацию модернизированные пункты «Домачево» и «Козловичи» и в 2013 году — новый пункт пропуска «Песчатка», севернее Бреста. Завершится строительство пунктов «Привалка» на дороге Гродно — Друскининкай и «Григоровщина» на дороге Верхнедвинск — Даугавпилс. Надеемся, если будут выделены средства, обустроить и пункт пропуска «Урбаны» на трассе Браслав — Даугавпилс. Это позволит завершить полное обновление нашей инфраструктуры на границе с Латвией. И на украинском направлении появятся два перехода. Всего к концу 2015 года должно быть полностью обустроено минимум 15 пунктов пропуска. Тогда запас нашей пропускной возможности составит на белорусско–латвийском участке порядка 33 процентов, белорусско–польском — порядка 40, белорусско–литовском — 12 и белорусско–украинском — 21 процент. Это очень важно для нивелирования пиковых нагрузок. Через границу ежедневно смогут перемещаться минимум 34 тысячи автомобилей.


Учитываем и то, что в Беларуси активно модернизируется проходящий по ее территории отрезок девятого международного транспортного коридора. И если поток автотранспорта по нему серьезно возрастет, то пропускные возможности белорусской пограничной инфраструктуры предполагается увеличить до 37 тысяч автомобилей в сутки. Так, на литовской границе в связи с ростом перевозок на Калининград и Вильнюс предполагается преобразовать пункт упрощенного пропуска в Лоше в автодорожный для легкового транспорта и автобусов.


— В этом году завершается белорусско–российская программа создания единой таможенной автоматизированной информационной системы. Что сделано?


— Уже есть два высокоскоростных канала передачи информации между Минской центральной таможней и Главным научно–исследовательским вычислительным центром Федеральной таможенной службы России, модернизирован узел связи Минской центральной таможни. В результате информация с пограничных таможенных пунктов из Беларуси в считаные секунды поступает в таможенные органы России, и наоборот.


Эта белорусско–российская программа была продлена на год, чтобы привлечь к информационному взаимодействию и Казахстан. Сейчас программное обеспечение дорабатывается в интересах трех стран. Мы в режиме реального времени будем иметь информацию от коллег из Казахстана и России о том, что груз доставлен по адресу или проследовал через границу и внесены все платежи. Для чего это нужно? Чтобы белорусские экспортеры могли оперативно получить возврат НДС. Если же товар не дошел до адресата, можно будет предпринять меры для его розыска и взыскания пошлины. Еще пример — с 1 июля выравниваются ставки ввозных платежей за легковые автомобили для физических и юридических лиц. Предполагаем, что может увеличиться количество незаконно оставленных на территории Таможенного союза машин. Поэтому одна из подпрограмм касается временного ввоза транспортных средств. Каждый такой автомобиль будет на контроле, и если он «затеряется» — информация поступит в автоинспекцию для его розыска. Владельцам придется уплатить пошлину.


— А что можно сказать о готовности законодательных актов?


— На 90 процентов они уже действуют. Это 20 международных договоров, 45 решений Комиссии Таможенного союза. Хотя эти документы были разработаны и приняты руководством трех стран менее чем за год, системных ошибок удалось избежать. Сейчас идет шлифовка законодательной базы. Российские коллеги предложили внести некоторые дополнения в Таможенный кодекс Таможенного союза, есть замечания и у нас. Весной начнутся переговоры.


— Что предпринимается, чтобы ускорить оформление автотранспорта и грузов?


— Одно из наиболее перспективных направлений — система предварительного электронного уведомления о грузах, следующих через границу. Для белорусских экспортеров мы ввели это 5 лет назад. Когда груз прибывает на границу, у инспектора информация уже в компьютере. Остается сличить ее с предоставляемыми водителем или экспедитором документами. На все уходит не более 15 минут. Работаем над тем, чтобы и российские коллеги передавали нам такую информацию о своих грузах. Однако основная проблема — ввоз товаров на территорию Таможенного союза. Если будем иметь информацию о них заблаговременно, то пропустим ее через свои фильтры рисков, чтобы более целенаправленно выявлять контрабанду. Кроме того, резко сократится время на заполнение транзитной декларации. Если сейчас при въезде в Таможенный союз грузовик затрачивает на границе в среднем около трех часов, то при предварительном информировании время сократится до получаса.


На 30 процентов грузов, следующих в Беларусь, в наши таможни уже поступает предварительная информация. Мы заинтересованы в заключении соглашения с Евросоюзом о передаче таких сведений. Кстати, ЕС с 1 января ввел обязательность предоставления предварительной информации при ввозе туда товаров. Технически мы к такому сотрудничеству полностью готовы, это засвидетельствовали побывавшие в Беларуси эксперты Евросоюза и Всемирной таможенной организации. Сейчас Комиссия Таможенного союза прорабатывает вопрос о присоединении к европейской конвенции о транзите. Тогда первоначально оформленные в таможне отправления документы — будь то во Франции или Владивостоке — смогут использоваться на всем пути движения груза. И на белорусской границе их не придется переоформлять, что существенно ускорит прохождение автотранспорта.


— В становлении Таможенного союза Беларуси и России большую роль сыграл Таможенный комитет Союзного государства. Сохранится ли этот орган и в чем будут его функции?


— Совместная работа с российскими коллегами дала нам очень большой опыт сотрудничества. Мы научились в любой ситуации находить общую точку зрения, исходя из выгоды обоих государств. Уже три последних заседания коллегии прошли с участием казахстанских партнеров. Достигнуто взаимопонимание о том, что объединенная коллегия руководителей таможенных служб Таможенного союза будет строить свою деятельность по аналогии с Таможенным комитетом Союзного государства. Порядок работы и принятия решений будет строиться на основе накопленного Беларусью и Россией опыта.


МИНСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter