По «зебре», как по лезвию ножа

Пешеходный переход-убийца упорно остается без светофора

На одном из самых опасных пешеходных переходов в Минске несколько лет не могут поставить светофор

Жители окрестных домов называют это место не иначе, как гиблым. Перекресток проспекта Жукова и улицы Грушевской клянут и водители. Широкую дорогу в восемь полос здесь неподалеку «режет» поперек пешеходный переход без светофора. За последние пять лет на нем погибли четыре человека, еще 12 человек получили травмы либо стали инвалидами.

Три недели назад здесь опять сбили мужчину. Два ряда машин притормозили, а в третьем летел джип…

— Ходим по «зебре», как по лезвию ножа, — говорит Сергей Тарасевич, брат погибшего. — Несколько лет назад на этом же переходе насмерть сбили моего знакомого, с которым учился в школе. С тех пор здесь почти ничего не изменилось. Если строить подземный переход дорого, то неужели нельзя поставить для людей светофор с кнопкой вызова?

— Чертов переход! — не скрывает раздражения местная жительница Надежда Дмитриева. — Порой, пока руками махать не начнешь, машины не остановятся. Недавно лихач рядом пронесся — зеркалом выбило сумку из рук…

Конечно, у каждого происшествия найдется конкретный виновник: как правило, это водитель, который не выбрал безопасную скорость, поздно заметил пешехода, не вовремя затормозил. Однако чья вина в том, что трагедии здесь происходят с пугающей частотой? Пытаюсь найти ответ в ГАИ.

— Светофор на этом пешеходном переходе должен был появиться еще два с половиной года назад, — вводит в курс дела Станислав Красуцкий, заместитель начальника ГАИ Московского района Минска. — К этому времени его обязывалась построить компания «Лада ОМС-Холдинг», которая застраивает территорию в районе улицы Грушевской. Потом срок сдачи светофора перенесли на март—апрель 2008 года. Новые дома растут, а светофора как не было, так и нет.

Передо мной — папка с письмами Госавтоинспекции. В одном из документов сказано, что ин­вестиционный договор между СП «Лада ОМС-Холдинг» и Мингорисполкомом заключен еще в 2005 году. Отдав компании территорию под многоэтажную за­стройку, городские власти, действительно, взяли с застройщика обязательство возвести светофор еще в первом полугодии 2007 года. В последнем письме ГАИ Московского района предупреждает компанию, что до строительства светофора все согласования по части организации дорожного движения в новом районе будут прекращены. А без этого будет невозможно заселить новостройки.

Неужели у солидного холдинга, строящего элитное жилье, не нашлось денег на светофор? Или, может быть, здесь не слышали о погибших пешеходах?

— К сожалению, мы не можем начать освоение территории, пока жильцы частного сектора судятся с Мингорисполкомом, — поясняет директор СП «Лада ОМС-Холдинг» Светлана Живулько. — В районе пересечения проспекта Жукова и улицы Грушевской будет строиться многоэтажный дом, для чего надо отселить жильцов нескольких частных домов. Состоялось уже 11 судов: людей попросту не устраивают квартиры, в которые им предлагают переселиться, и они не дают добро на снос. Пока они не переехали, мы юридически не имеем права ни строить жилье, ни вести по их участкам коммуникации для светофора. Однако на 6 ноября намечен последний суд, после которого, по-видимому, жильцы вынуждены будут переехать. Светофор на пешеходном переходе появится в первую очередь, как только мы получим доступ к земле.

Ситуация напоминает историю двухгодичной давности, когда метрострой судился с жильцами на проспекте Дзержинского. Тогда требовалось закрыть часть проспекта и построить объездную дорогу, которая должна была пройти прямо по участкам людей. Пока жильцы ходили по судам, строители выбивались из графика.

За разъяснением ситуации я обратился в Комитет по имуществу Республики Беларусь. Сотрудники юридического управления не понаслышке знакомы с проблемой отселения жильцов в районе Грушевской.

— Судебные тяжбы и связанные с этим проблемы не имеют отношения к самой дороге, которая является объектом общего пользования, — пояснили юристы. — Горисполком отвел данную территорию для компании, следовательно, она стала землепользователем и обязана выполнять взятые на себя обязательства. Поэтому объективных препятствий для строительства светофора, пожалуй, нет…

Посещая недавно новый столичный микрорайон Каменная Горка, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что частные застройщики должны не только возводить высокодоходное жилье, но и нести социальную нагрузку, строить объекты инфраструктуры. Думается, найти компромисс застройщик, городские власти и жильцы идущих под снос домов могли давно. Предположим, даже если для прокладки кабеля потребуется прорыть траншею на чьем-то огороде, то неужели хозяина участка невозможно убедить в надобности таких работ? Сомневаюсь. Кто-кто, а местные жители точно понимают, какую беду несет коварный пешеходный переход. Речь в данном случае идет не о кирпичах и квадратных метрах, а о безопасности людей. Что может быть важнее?

На снимке: коварный пешеходный переход на проспекте Жукова в Минске.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter