По закону

Парламентское Собрание может заниматься нормотворческой деятельностью В Парламентском Собрании Союза Беларуси и России (ПС СБР) прошел «круглый стол» на тему: «Формы осуществления Парламентским Собранием Союза Беларуси и России нормотворческой деятельности на этапе до принятия Конституционного акта Союзного государства». Комментирует заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей, председатель Комиссии ПС СБР по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ:

– Анализируя юридические документы Союзного государства, мы приходим к выводу, что Парламентское Собрание может заниматься нормотворческой деятельностью. Дело в том, что Договор о создании Союзного государства возлагает на ПС выполнение функций союзного парламента. Об изъятии нормотворческих полномочий Договор молчит.
Кроме того, существующая международная практика показывает, что при действующих редакциях конституций государств-участников участие в международных организациях, принимающих обязательные решения, считается приемлемым. Поэтому, если речь идет о принятии законов Союзного государства, надо сказать, что эта функция входит в компетенцию парламента СГ и, придерживаясь формулировки Договора, должна выполняться Парламентским Собранием.
Что может являться препятствием этому? Мнение о противоречии конституциям государств-участников положений Договора о прямом действии актов СГ и о необходимости передачи ему отдельных предметов ведения. На нынешнем этапе эта позиция обусловлена главным образом опасением «войны законов» – между наднациональным законом и национальным.
Однако есть предметы ведения, по которым такой коллизии быть не может. Например, закон о бюджете Союзного государства. В число таких же предметов ведения входят символика СГ, статус депутата ПС, управление союзной собственностью, международная деятельность СГ. Эти вопросы не пересекаются с компетенцией государств-участников и могут регулироваться союзными законами.
Например, если образование органов Союзного государства – прерогатива Высшего Государственного Совета, то установление порядка их функционирования должно регулироваться именно законом. Для реализации законов Союзного государства по этим вопросам не требуется обеспечение их прямого действия на территориях государств-участников. Поэтому их принятие не будет считаться противоречащим конституциям государств-участников и, следовательно, является правомерным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter