По высшему разряду

Самые востребованные профессии — каменщики и плотники
Рабочий нынче — в большой цене. Почти 82 процента всех вакансий — электромонтер, строитель, сварщик, токарь, станочник. Газоэлектросварщиков, маляров, столяров в два раза меньше, чем требуется. А каменщики вообще на вес золота: на одного работника претендуют 4 фирмы! В прошлом году безработных выпускников профтехучилищ было всего 727 человек (1,1 процента), а на 1 апреля нынешнего года — и вовсе 0,8 процента. В итоге не специалисты борются за рабочие места, а работодатели сражаются за специалистов. Прием в профтехучилища вполне можно было бы увеличить в два раза. Желающих предостаточно: в прошлом году конкурс в ПТУ составил в среднем 3 человека на место.

— Мы принимаем на работу 800 выпускников строительных училищ, а нам необходимо как минимум 1.803! Где их взять?! — сетует заместитель начальника управления кадров концерна «Минскстрой» Юрий Кунцевич. — Кроме того, из 826 специалистов, которых направили училища в прошлом году, работать остались чуть более половины, 84 не прибыли, остальные уволены за несоблюдение трудовой дисциплины.

Как отметил заместитель министра образования Борис Иванов, рабочие кадры учебные заведения готовят в соответствии с заявками нанимателей — не меньше. А по строительной сфере — даже с запасом на 15 — 20 процентов. Другой вопрос, как их удержать, когда вакансий больше, чем рабочих рук? Причем предложения поступают не только от белорусских, но и от российских, украинских, армянских работодателей, где дефицит рабочих ощущается еще острее.

— В соседних странах, к сожалению, разрушена система профессионально–технического образования, и теперь за кадрами обращаются к нам, — комментирует ситуацию министр образования Александр Радьков. — Но мы обязаны в первую очередь насытить свой рынок труда. Нельзя допускать, чтобы ребята, получив специальность, уезжали в другие страны в поисках работы. Необходимо здесь создавать для них приемлемые условия для жизни и труда.

Впрочем, Юрий Кунцевич считает, что условия для работы есть, и вполне достойные:

— К концу года зарплата наших сотрудников составит порядка 370 — 400 долларов в эквиваленте. Молодых специалистов стараемся заинтересовать не только материально, но и перспективой карьерного роста, хотя вопросов к качеству их подготовки очень много. Выпускники приходят с 4–м разрядом, который на экзаменах им присваивают не столько за практические навыки, сколько за участие в общественных работах или спортивные достижения. А при устройстве на работу должностной оклад у них такой же, как и у опытного работника, имеющего 5–летний стаж. Справедливо?

— Качество профтехобразования в последние годы вызывает немало нареканий. Почему?

— Для подготовки квалифицированного специалиста нам необходимо 66 современных учебников, — подсчитал начальник управления образования Витебского облисполкома Иван Щурок. — Из них у нас имеется только 16, остальные — 1971 — 1977 годов выпуска! Кроме того, в области не хватает 120 мастеров производственного обучения. Почему? Зарплата мастера около 300 тысяч рублей. На производстве он может заработать гораздо больше.

Но есть и другая проблема: сегодня денег, которые выделяются из бюджета на развитие профтехучилищ, хватает лишь на зарплату преподавателям, стипендии учащимся да оплату коммунальных услуг. На развитие материально–технической базы тратится лишь 1 — 6 процентов всех средств. А на старом оборудовании новым технологиям, естественно, не научишь. Впрочем, директора ПТУ готовы своими силами зарабатывать деньги на новые тракторы, станки и т.д.

— Мы провели в прошлом году 10 ярмарок — продавали продукцию, произведенную нашими учащимися. На последней, к слову, заработали 55 млн. рублей, — рассказывает Иван Щурок. — Но... за год мы заплатили до 600 млн. рублей налога на прибыль. То, что зарабатывается силами учащихся, я считаю, должно идти на развитие учебно–материальной базы. Иначе в этом нет никакого смысла.

По словам Бориса Иванова, в ближайшее время налогообложение по отдельным видам деятельности профтехучилищ будет совершенствоваться. И не исключено, налог на прибыль отменят, что позволит как минимум 7 — 10 млрд. рублей, заработанных учащимися, направить на развитие материально–технической базы ПТУ. Новая программа развития профтехобразования, по мнению заместителя министра, позволит подготовить за 5 лет 225 тысяч молодых рабочих так, чтобы к качеству их знаний и навыков со стороны работодателей не было нареканий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter