По высшему разряду

Именно на такой уровень нацелена система бытового обслуживания людей

Именно на такой уровень нацелена система бытового обслуживания людей

Если заглянуть в не такое уж далекое прошлое, то можно вспомнить, как мы заказывали себе обновки, шили обувь по меркам. Причем сделать это можно было не только в городе, но и в деревне. Потом это как-то отошло, появилось множество готовых вещей. Качество их, правда, не всегда на уровне, но зато недорого: надоело что-то, можно купить новое.
“Минувшее десятилетие с небольшим стало для отечественной системы бытового обслуживания переломным, но отнюдь не в лучшую сторону. То, что работало как часы, было почти полностью разрушено. Прежде в КБО заходили не только, чтобы пошить что-то, но и чтобы обсудить новую моду, а потом это превратилось в “бытовку”, — говорит о недавних метаморфозах отрасли генеральный директор Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Анна Лаврукевич.
Понятно, строить труднее, чем ломать. Возрождение шло нелегко, и сегодня не все еще сделано. Основная сложность в том, что была разрушена база. От некоторых сельских домов быта в прямом смысле не осталось камня на камне, некоторые были проданы или переданы для других целей. “Теперь мы создаем их на арендованных площадях. Это непросто, нередко здания нужно капитально ремонтировать, в некоторых нет горячей воды, отопления, только 30 процентов из них — телефонизированы, — говорит Анна Николаевна. — И все же 1619 точек в последнее время открыли двери”.
Можно сказать, лед тронулся. И минувший год был очень даже неплохим для отрасли. Населению республики через все каналы реализации оказано услуг на 597 194 миллиона рублей. Рост услуг составил 116,3 процента. В лидерах — Брестская область (123,3 процента), Витебская (122,4) и Минская (118,2).
Какие же услуги сегодня наиболее востребованы? В минувшем году на 151,6 процента выросли изготовление и ремонт мебели.  Заказывают мебель “под метры” новоселы в городах, а ремонтируют бэушные диваны и оттоманки сельчане, у которых доходы поскромнее. На 133,9 процента в 2004 году возрос ремонт обуви. Это связано с тем, что больше стало мест, где можно привести в порядок сапоги и туфли. В каждом комплексном приемном пункте есть такой специалист. Используется и выездной вид обслуживания. Например, в Слуцком районе под КПП обустроили автобус, и к сельчанам “на дом” приезжают мастера, в том числе и сапожник. Среди особо востребованных и услуги по ремонту и техобслуживанию телеаппаратуры, бытовых машин и приборов, а также ремонт и обслуживание транспортных средств, парикмахерские услуги. Значит, есть кого обслуживать и что ремонтировать, поэтому нужно сделать услуги доступными, расширить их спектр.
Как отметила А.Лаврукевич, росту объемов услуг способствовала существенная организационная и финансовая поддержка главы государства, правительства и органов местной власти. Сумма инвестиций в минувшем году в основной капитал составила 7789 миллионов рублей, в том числе 755 миллионов — инвестиции республиканского бюджета, 883,2 миллиона — из инновационного фонда Министерства торговли, 3381 миллион рублей — за счет собственных средств предприятий. Вклад “в копилку” областных органов власти составил 222 миллиона рублей, местных — 2547 миллионов. Кроме того, выделено 3 миллиарда рублей на развитие прачечных и химчисток. Большое внимание уделяется и пополнению прокатного фонда холодильников, телевизоров, стиральных машин: в 2004 году на эти цели израсходовано 517 миллионов рублей.
Следует также отметить, что возросли дотации на оказываемые услуги на селе. Из бюджетов местных органов власти они (на одного человека) составляют в среднем по стране 1068 рублей. К слову, согласно постановлению Совета Министров в минувшем году они планировались в размере 761 рубля.
8,5 тысячи предприятий работают теперь по обслуживанию населения, 40 процентов из них — частные. Они оказывают до 60 процентов услуг, а в Минске — до 80.
Сегодня перед отраслью стоит задача максимально приблизить услуги к конкретному потребителю. Как подчеркнула Анна Николаевна: “Даже если один человек желает, к примеру, сделать маникюр, то мы должны предоставить ему такую возможность”. И на первом месте по-прежнему остается качество. Возьмем хотя бы услуги прачечных. В витебском объединении “Лотос” создана лаборатория, которая может провести экспертизу качества этой услуги. В этом году планируется провести сертификацию прачечных, что позволит некоторым из них подтянуться до современного уровня. Также следует заметить, что новые правила обслуживания максимально приближены к требованиям Закона о защите прав потребителей, и это тоже способствует повышению качества оказываемых услуг. Прорабатывается также вопрос создания единой компьютерной системы учета заявок, пожеланий, оценки оказания услуг населению. Этот проект отрабатывается в Клецком районе, на реализацию его выделено 80 миллионов рублей.
Сейчас в сельской местности на 1,8—2 тысячи населения приходится один комплексный приемный пункт. Но есть и неохваченные обслуживанием деревушки, в которых планируется открыть дополнительно 50 КПП. Как известно, с целью привлечения молодых работников в село планируется построить 2,5 тысячи агрогородков. И бытовики уже думают о том, чтобы создать в них надлежащую сферу услуг. Потребуются помещения, оборудование, транспортные средства. Чтобы привлечь молодежь в сферу обслуживания, нужна приличная зарплата. К тому же кадры необходимо учить непростой профессии создателей хорошего настроения. Все это — веление времени.
Сегодня уже мало привычного перечня услуг, население желает получать и новые виды. Например, есть потребность в компьютерной фотографии, для чего проведен тендер по закупке необходимого оборудования.
Скептик скажет: “Ну неужели наши КБО могут сделать что-то стоящее? К примеру, разве сошьют там платье по последней моде?” Оказывается, есть у нас мастера, которые умело подражают зарубежным фирмам. И мы часто покупаем эти копии, не подозревая, что они имеют “местную прописку”. Сегодня воссоздается лаборатория по разработке современных моделей на базе Республиканского дома моды с центром по повышению квалификации кадров для швейного производства. 
Как видим, бытовики действительно нацелены на обслуживание по высшему разряду.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter