По встречной полосе. По дорогам страны колесят тысячи водителей, которые уже после получения прав были поставлены на наркологический или психиатрический учет.

Ежедневные сообщения о жертвах дорожных происшествий подобны на сводки боевых действий. Есть в них и одна горькая закономерность — неизменное “будучи в состоянии алкогольного опьянения, водитель N....”
Что цепляет в этой ситуации? Прежде всего то, что пьяный сел за руль. И это несмотря на то, что осознавал — даже если не совершит аварии, то при остановке службой ГАИ на три года лишится прав и должен будет уплатить немалый штраф.
Психологи утверждают, что строгость наказания  никогда проблему не разрешала. И пресловутое “авось” всегда побеждает здравый рассудок. Хотя о здравости рассудка в данном случае говорить не приходится. Получается, как в том анекдоте, когда инспектор останавливает пьяного водителя, едущего по встречной полосе, и в шутку спрашивает его: “И куда вы так торопитесь?”. На что в ответ слышит: “Да, видно, уже опоздал: все назад едут...”
Но шутки шутками, а закономерен вопрос: почему выпивохи, садясь за руль, не боятся ни последствий, ни ответственности?
Прокурор отдела прокуратуры Могилевской области старший советник юстиции Владимир Щитников склонен предполагать, что по дорогам страны колесит много таких водителей, которые не должны иметь удостоверения на право управления транспортными средствами по тем или иным причинам. И приводит доводы. Только при поверхностном анализе ситуации, проведенном по поручению прокуратуры Госавтоинспекцией области совместно с органами здравоохранения, выявлено 1247 лиц, которые после получения водительских удостоверений были поставлены на наркологический или психиатрический учет. Еще 61 водитель признан негодным к прохождению военной службы по состоянию здоровья, главная причина чего — противопоказания, препятствующие управлению механическими транспортными средствами. Попросту говоря, столько людей, не имея на это юридического права, имеют возможность (и, конечно, часто ею пользуются, потому что владеют водительским удостоверением) выезжать на дорогу. Какую ответственность от них требовать? Для них подчас что встречная полоса, что попутная — все едино.
Главным медицинским документом, который предоставляется в ГАИ для получения водительского удостоверения, является справка специальной медкомиссии. Но даже самым высококвалифицированным врачам трудно определить потенциального алкоголика или наркомана. Поэтому остается одно: Госавтоинспекции, взаимодействуя с органами здравоохранения, периодически сверять списки поставленных на медучет по причине самого распространенного греха — пьянства. Выявлять и сверять, кто из них при этом имеет водительские права. А выявив, направлять на обязательное медицинское переосвидетельствование с указанием причин, вызвавших его необходимость. Причем сделать это несложно: при постановке на медучет потребовать у человека водительское удостоверение и при его наличии сообщить об этом в ГАИ.
Таким же образом могут действовать и военные комиссариаты во время призыва на действительную службу. О непризванных по медицинским показаниям, которые препятствуют управлению транспортными средствами, они  ставят в известность медучреждения. Тогда и шоферская комиссия окажется для таких кандидатов в водители непреодолимым препятствием.
Для такой работы есть и законодательная база — Закон Республики Беларусь “О дорожном движении” в последующих его редакциях. Тогда безопаснее станет на наших дорогах, меньше будет тех, кто стремится выскочить на встречную полосу, нарушая правила. И не только дорожного полотна, но и жизни. До лобового столкновения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter