По-волчьи выть. Андрей Панин и Владимир Гостюхин снялись на «Беларусьфильме» в «нечеловеческой» драме

Автор сценария ждал этого дня более полувека. Именно столько пролежала в столе рукопись “Волки” Александра Чекменева. Став участником ужасной драмы, случившийся в его родной сибирской деревне вскоре после войны, Чекменев описал события со всей достоверностью в биографической повести. Но опубликовать свидетельство смог только сейчас – в Минске. А режиссер Александр Колбышев, услышав о сюжете, взялся снять по нему кино. В драме снялись известные актеры – Владимир Гостюхин, Андрей Панин, Дмитрий Ульянов. Фильм только что прошел “худсовет” на “Беларусьфильме”, и сейчас готовится его выход на большой экран.

Впрочем, предсказать судьбу этой ленты сложно. Казалось бы, такие “звездные” имена актеров успех гарантируют. Однако по содержанию этот фильм, как говорится, не для всех. “Это психологическая драма – не “попкорн”, а материя гораздо сложнее”, – так сказал о фильме Андрей Бычков, заместитель директора департамента по кинематографии – начальник управления регистрации и классификации киновидеопродукции Министерства культуры Беларуси.
После премьерного показа критики сошлись во мнении, что картина снята в лучших традициях белорусского психологического кино, которое заставляет думать, сопереживать героям. Почему же народу не пойти на такой фильм?
Суть сюжета в следующем. События развиваются сразу после победы 1945 года. Поезд c бывшими окруженцами под охраной сотрудников МГБ идет на Колыму. У сибирской станции Вериха состав тормозит – дорогу занесло снегом. Один из солдат, Кирилл Полетаев (актер Дмитрий Ульянов), увидев название родной станции, сбегает в лес. Эмгэбэшники во главе с начальником Зиновием Петровичем (Андрей Панин) начинают поиск беглеца по окрестным деревням. Укрыться земляку помогает сначала местный парень Шурка (его играет юный питерский актер Коля Спиридонов), затем председатель колхоза, роль которого исполняет Владимир Гостюхин. Герой Панина, мелкий человечек с кучей комплексов, озлобленный на весь мир, жестоко расправляется с половиной местных жителей: арестовывает всех хоть немного подозреваемых в содействии дезертиру. Герой тоже погибает – его в лесу загрызли волки... Зиновий Петрович между тем ведет местное население к теплушкам. Посреди зимы людей отрывают от родных очагов и без суда и следствия отправляют на Колыму. Александр Чекменев отметил, что Панин, играя роль, настолько вжился в образ, что явно получал от работы удовольствие. “Но в жизни это благороднейший человек”, – заметил автор сценария.
В образе Шурки отражена судьба самого Чекменева, которого в реальности забрали в “плен”, но вместе с бабушкой все же отпустили. Благодаря этому рядовая и вместе с тем типичная для сталинских времен история дошла до наших дней. Причем из Сибири добралась до Беларуси и здесь получила вторую жизнь – в кино.
Снимали драму на площадке “белорусского Голливуда”, под Смолевичами, а также в Городокском районе Витебской области, на белорусском севере. Съемки проводили в начале нынешнего года. Нужно было показать суровую русскую зиму, а в Беларуси не выпал снег. Лишь Городокский район по “лютости” оказался сравним с сибирским климатом.
Фильм получился настоящий, “все как в жизни”. Поэтому если в Курганской области, где происходили реальные события, увидят картину, то несомненно признают “своих” героев.
Однако почему на “Беларусьфильме” сняли картину о российской, а не о местной действительности? Режиссер Колбышев считает, что дело не в географии: “Время действия фильма – это всего лишь фон. Подобная история могла приключиться в любую эпоху. Суть кино заключается в торжестве идеи милосердия и сострадания”.
Но вот что парадоксально. Все, кто сочувствуют земляку-беглецу Полетаеву, становятся жертвами, гибнут, пропадают. Безысходностью наполнены кадры фильма. А глобальный вывод и вовсе напрашивается печальный: времена меняются, а волчьи нравы остаются. Состраданию на земле остается меньше места, чем злобе и мести.
Правда, режиссер-постановщик иного мнения. “Да, главный герой гибнет, и это великая трагедия, – говорит он. – Но великая трагедия всегда несет в себе катарсис, очищение”.
Автор утверждает, что фильм и не артхаусовый, и на большую “кассу” не претендует. Хотя “Волки” уже готовятся к заявке на Берлинский и Московский кинофестивали. Но учитывая, что московский форум состоится только будущим летом, на экраны Беларуси и России фильм выйдет, видимо, не раньше осени следующего года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter